(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
66-67
Вот смотри, безумне, не сам себя величай, но от Бога
ожидай; как Бог хощет, так и строит. А ты-су какой
святой? Из моря напился, а крошкою подавился! Только б
Божиим повелением не ребенок от смерти избавил, и ты
бы, что червь: был, да и нет! А величаесся, грязь худая: я
су бесов изгонял, то-се делал, а себе не мог помощи,
только бы не робенок! Ну, помни же себя, что нет тебя ни
со што, аще не Господь что сотворит по милости своей.
Ему же слава.
О сложении перъст.
Всякому убо правоверну подобает крепко перъсты в руке
слагая держати и креститися, а не дряхлою рукою знаменатися
с нерадением и бесов тешить. Но подобает на главу,
и на брюхо, и на плеча класть рука с молитвою, еже бы тело
слышало. И умом внимая о сих тайнах, крестися; тайны
тайнам в руке перъсты образуют, сице разумей. По преданию
святых отец подобает сложити три перъста: великий, и
мизинец, и третий, подле мизинаго, всех трех концы вкупе;
се являет триипостасное Божество * Отца и Сына и Святаго
Духа. Таже * указателный и великосредний, два сия
сложити и един от двух, великосредний, мало наклонити;
се являет Христово смотрение Божества и человечества.
Таже вознести на главу * являет ум нерожденный: Отец
роди Сына, превечнаго Бога, прежде век вечных; таже на
пуп положити * являет воплощение Христа, Сына Божия,
от святыя Богоотроковицы Марии; таже вознести на правое
плечо * являет Христово вознесение и одесную отца
селение и праведных стояние; таже на левое плечо положити
* являет грешных от праведных отлучение, и в муки
прогнание, и вечное осуждение*.
Тако научиша нас перъсты слагати святии отцы: Мелетий,
архиепископ Антиохийский, и Феодорит блаженный,
епископ Киринейский, и Петр Дамаскин, и Максим Грек*.
Писано о сем во многих книгах: во Псалтырях, и в Кирилове,
и О вере в книге, и в Максимове книге, и Петра
Дамаскина в книге, и в житье Мелетиеве*; везде единако
святии о тайне сей по вышереченному толкуют.
И ты, правоверне, назидая себя страхом Господним, прекрестяся
и пад, поклонися главою в землю * се являет
Адамово падение; егда же восклонисся * се являет Христовым
смотрением всех нас востание. Глаголи молитву, сокрушая
свое сердце: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя, грешнаго". Таже твори по уставу и метание
на колену, как церковь прежде держала: опирайся руками и
коленми, а главу до земли не доводи * так Никон, Черныя
Горы игумен*, повелевает в своей книге творити метания*;
всякому своя плоть пометати пред Богом подобает без лености
и без гордыни, во церкви, и в дому, и на всяком месте.
Изряднее же в Великий пост томить плоть своя по уставу,
да не воюет на дух; в празники же, и в суботы, и в недели(69)
просто молимся стояще, поклоны по уставу творим поясные
и в церкве, и в келье, изравняюще главу против пояса,
понеже празника ради не томим плоти метанием, а главу
наклоняем в пояс без лености и без гордыни Господу Богу
и творцу нашему. Субота бо есть упокоения день, в он же
Господь почи от всех дел своих, а неделя * всех нас востание
воскресения ради. Тако же и празники, радосно и
духовно веселящеся, торжествуем.
Видишь ли, боголюбче, как у святых тех положено розводно,
и спасительно, и покойно, не как у нынешних антихристова
духа: и в Великой пост метания на колену класть,
окаянные, не захотели, гордыни и лености ради. Да что сему
конец будет! Разве умерши станут кланятца прилежно.
Да мертвые уже на ногах не стоят и не кланяются, лежат
все и ожидают общаго востания и противо дел воздаяния.
А мне видятся равны уже оне мертвецам тем аще и живи
суть, но исполу живи, но дела мертвечия творят, срамно и
глаголати о них.
Оне жо, бедные, мудръствуют трема перъсты креститца,
большой, и указа,телный, и великосредний слагая в троицу,
а не ведомо в какую, большо в ту, что во Апокалипсисе
пишет Иван Богослов * змий, зверь, лживый пророк*.
69 - воскресенья
<<
>>