Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ЗАБАЙКАЛЬЕСемейские - это своеобразная этнографическая группа русского старообрядческого населсния Сибири. Их предки выступили в ХVII в, против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви.Одним из пламенных вдохновителей староверов был огнепальный протопоп-бунтарь Аввакум. Восставая против реформы и притеснений, одни староверы,наиболее фанатичные, вынуждены были прибегать к самым крайним мерам- в знак протеста сжигали себя заживо; другие поднимали бунты и восстания;третьи, скрываясь от преследований, бежали на окраины Российского государства и за его пределы.Так, на Урале и в Сибири появились кержаки, в Турции - казаки-некрасовцы, в Румыпии - липоване, в тогдашних пределах Польши - на Ветке и в Стародубье - поляки. Везде, где бы ни оказывались старообрядцы,они осваивали новые земли,создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. На западных рубежах нашей страны и за ее пределами старообрядцы оказались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин. Там их культура значительно обогащается не только за счет всероссийского опыта, привнесенного туда предприимчивыми и деловыми людьми со всех губерний и провинций государства, но и за счет опыта коренных народов тех мест - украинцев и белорусов. Стародубско-ветковская группа старообрядцев сохранила многие черты культуры допетровской Московской Руси, но вековое проживание их на землях Украины и Белоруссии не прошло бесследно, Они усвоили отдельные элементы духовной и материальной культуры братских народов. В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две "выгонки" , изгнав - староверов с насиженных мест и сослав их в "страшную глушь", за Байкал, чтобы они развивали там землепашество и снабжали нерчинских рудокопов хлебом. Вероятно, здесь, в Сибири,и назвали их семейскими, потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями. О прежних тесных этнических связях старообрядцев с местным украинским, белорусским и польским населением снидетельствуют фамилии, родовые прозвища семейских польского и украинского происхождения. В языке и говоре семейских ощутимо белорусско-украинское влияние: из русских только семейские в Сибири называют картошку бульбой, отрезанный кусок хлеба - лусточкой, шампиньоны - печерицей, песчаные холмы - кучугурами, завитки на наличниках и на головных уборах - кучерями, летучую мышь - кажаном и т.д. Заметно это влияние в произношении имен; Хома, Хвеня, Хведор, Крестина С поселением староверов за Байкалом происходит постоянное взаимопропикноиение и взаимовлияние русской и бурятской культур в хозяйственной и бытовой жизни этих народов. Буряты воспринимают у русских,в том числе и у семейских, их богатый опыт в хлебопашестве, в строительстве домов, хозяйственных помещений и и сенокошении,а семейские черпают знания о скотоводстве. Несмотря на некоторую обособленность семейких, нередки, все же, смешаные браки с местным населением при условии, если он или она принимали веру и проходили водное крещение. Обычай раскрашивать дома яркими красками сохранился и поныне. Наряден внешний вид семейских сел. Карнизы, наличники, фронтоны и причелины (доски, прикрывающие концы слег) часто декоративно оформлены и окрашены в различные цвета, преобладают красный, синий, зеленый, белый, голубой. Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Редко в каком селе найдешь повторение орнаментов. Поэтому раскраска карнизов, ставней наличников радует глаз веселым разноцветием. Слово "семейские" вызывает целый ряд ярких образов. Оно неразрывно связано с красивыми домами, яркими нарядами и, конечно же, с задорными песнями и плясками. Интерес к семейской песне обусловлен прежде всего их древностью и тем, что они пронесены через века и сохранены доныне. Возраст некоторых старинных песен перевалил за 300 лет, уводит нас в XVII век, а то и еще в большую глубь истории нашего народа. Песни семейских звучат и в радости и в горе, петь и плакать, петь и страдать, страдать и петь!.. Не в этом ли суть неистребимого оптимизма, нравственного здоровья народа, вынесшего все тяготы жизни!? Важную роль в развитии земледелия в Забайкалье сыграли семейские-старообрядцы, которые начали переселяться сюда с середины XVIII века. Они принесли с собой богатую крестьянскую культуру, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Все это имело огромное значение в освоении новой территории за Байкалом.
Лестную оценку старообрядцам-земледельцам дал в 1808 году иркутский губернатор Н.И. Трескин: С большой любовью о семейских отзывались и декабристы, отмечая их отношение к хлебопашеству. “Тарбагатайские староверы были отличные пахари. Земледелие у них в самом цветущем состоянии, а как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало”, - писал А.П. Беляев в 1881 году. Турфирма "Сибирская зима и православная масленица" организует посещение деревни староверов Большой Куналей (70 км. от Улан-Уде), жители которой до сих пор сохранили образ жизни своих предков, сосланных в Сибирь в 18 веке за сопротивление церковной реформе Никона. По прибытии в Куналей посещение частных домов, встреча со староверами, знакомство с традиционной кухней. Староверы, или семейские, так их зовут в Сибири, являются уникальной региональной этнографической группой. Они произошли из раскола, произошедшего более 200 лет назад от верующих, не желавших принимать литургические реформы русской православной церкви 17 века, а именно реформы патриарха Никона. В 1650 году, следуя за Аввакумом Петровым, архиепископом, который в последствии был казнен, они отделились от церкви. Староверы жестоко преследовались как правительством, так и церковью. Многие староверы даже сожгли себя, протестуя против новой доктрины. Постепенно староверы разделились на небольшие толки, некоторые из которых бежали к границе, другие были сосланы в Сибирь. В 1764 году во времена правления Екатерины Великой, староверы из Польши были сосланы в отдаленные дикие края Забайкалья. Разбросанные по региону, они жили в изоляции и сохранили свои верования, включая их священное крещение двумя пальцами. Они осели и разработали новые земли, образуя коммуны и преданно следуя старым традициям. В Сибири их зовут "семейские" (семья), потому что в отличие от других ссыльных многие привезли с собой свои семьи. В 1971 г. Совет Русской Православной Церкви официально признал обряды и обычаи староверов. Потомки староверов все еще следуют многим традициям и культурным обычаям прошлого. Староверы Забайкалья представляют собой уникальную смесь украинской, белорусской, русской и польской культур. Музыка особенна важна для культуры староверов. Великий русский композитор Римский-Корсаков отмечал, что музыка староверов является примером " древней исконно русской мелодии".
Из сочинений учеников 5В класса сш № 3 г.Амурска, Сергея ФЕОФИЛАКТОВА:
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |