Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

КРЕЩЕНИЕ



Обряд православного крещения предполагает обязательно троекратное погружение (с поворотом) крещаемого. Длится около 2-х часов.
     Кто крестился через обливанство и если чин занимал минут 40 может смело утверждать, что явился жертвой обрядовой западнической униатско-еретической девиации.
     В таких случаях на Руси практиковался чин дополнения, применявшийся для тех православных жителей западных областей, которые в силу сложных исторических обстоятельств получили неполное крещение. Как только появлялась возможность таких людей крестили по полному чину, принимая их предшествующее пребываение в Православии как вполне нормальное. Это не второе крещение, но единое и единственное, так как обливанство - не крещение вообще. Однако вины обманутых в этом нет.
     Подчеркиваю, что это не только позиция староверов, но общепринятая практика дораскольной Руси.
     Каждый пусть спросит себя: не является ли неполное, обливательное крещение препятствием к нормальной православной жизни?
     Если всерьез относиться к духовному могуществу святого таинства, то это отнюдь не праздный вопрос.
     Сегодня обряд дополнения (по сути -- полноценного крещения) помимо старообрядческих согласов (где он связан отречением от никонианской ереси и считается просто первым и единственным крещением) осуществляют единоверческие иерии в России и все греки старостильники в Греции. Недавно трехпогружательное восполнение (фактически перекрещивание) стало практиковаться и в православной Сербии.
     Получается, что множество современных русских введены в обман. Если добавить к этому сильно урезанную богослужебную практику новообрядческих церквей и полухаотическое поведение верующих на службе, в то время как каждый поклон и каждое крестное знамение должны производиться в строго определенный момент, легко сделать вывод о причинах общецерковного нестроения и о том, что растет число разочаровавшихся людей, искавших в церкви истинного духовного пути.
     Вывод: не спешите поворачиваться от Истинной Христовой Веры, не спешите предавать Исуса Христа. Найдите вначале те просторы, где сохраняется непрерывной живоносная жила подлинного Православия. Вратами к этой Вере может стать подлинное крещение и подлинное воцерковление в лоне Единоверия и Старообрядчества.

Взято из издания Рогожского кладбища Духовные ответы, вып.1, М., Китеж, 1995:


4. В какое время нельзя совершать таинство крещения?
     В Номоканоне действительно имеется указание В Великую четыредесятницу крещати не подобает, кроме великия нужды (прав. 206).
     Относительно этого правила находим следующее выяснение, изложенное в Номоканоне при Большом Требнике. Пост четыредесятницы в первые века христианства был нарочитым временем оглашения готовящихся к крещению, которое совершалось над ними в Великую Субботу . Отсюда древнее правило, запрещавшее принимать на крещение среди четыредесятницы (Лаодик. 45). Правило это относилось собственно к крещению возрастных и допускало исключения только в случае нужды. Но для крещения детей не было назначено одного определенного времени в году: каждый новорожденный младенец мог быть крещен, когда того желали родители; а больных детей предписывалось крестить немедленно... Петр Хартофилакс (XI в.) самым приличным сроком для крещения детей признавал 40-й день от рождения на том основании, что до этого срока они питаются молоком матери, еще не получившей церковного очищения...
     Таким образом, время крещения детей определялось по особым соображениям, независимо от поста Четыредесятницы. А в эпоху появления нашего Номоканона пост этот не представлял уже препятствия и для крещения возрастных. Вот что писал об этом Симеон Солунский: Во святую и великую Четыредесятницу необходимо крестить всякого приходящего. Этому нисколько не препятствует ни время, ни день, ни что-либо другое: ибо крещение есть дар ко спасению.
     Что же касается недели св. Пасхи, то крестить в это время решительно нет воспрещения. (Церковь, 1912, ? 31).

5. Из чего следует, что крещение надо совершать во младенческом возрасте?
     Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, - пишет святой апостол Павел, - так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим., 5, 12). Следовательно, в лице первого человека Адама все согрешили, а значит, и младенцы; и умирающий без крещения младенец (по нерадению родителей или по их ложному мнению) может лишиться Царствия Божия. Из Писания видно, что и свв. апостолы совершали крещение над детьми, например, в день Пятидесятницы ап. Петр приглашал к крещению каждого из присутствующих, объявляя обетование и детям (Деян., II). Крестили апостолы домашних Лидии и всех домашних темничного стража: И взяв их в тот час ночи, он (темничный страж) омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его (Деян., XVI, 33). Апостол Павел говорит о себе: Крестил я также Стефанинов дом (1 Кор., I, 16). Но если апостолы крестили домашних Лидии, всех домашних темничного стража, Стефанинов дом, то ясно, что крестили в том числе и детей, ибо в числе всех домашних были, без сомнения, и дети. Историк Д.Робертсон говорит: Что крещение детей имеет апостольское происхождение, в пользу этого есть много предположительных оснований. Так, Сам Спаситель, принимая и благословляя детей, показывал, что они способны воспринимать духовное благословение... Апостол Павел, по-видимому, предполагал (Рим., XI), что все, кто были способны делаться членами иудейской церкви, были также одинаково способны сделаться и членами Христианской Церкви, и мы ничего не слышим о каких-либо спорах по этому предмету, между тем как исключение детей, наверно, было бы достаточным поводом для сильнейшего проявления обычной ревнивости иудейских обращенцев. Нам известно о целых семействах, которые принимали крещение сразу, без малейшего указания, чтобы кто-нибудь из членов этих семейств лишался крещения на основании незрелости возраста. В наставлениях апостола Павла касательно воспитания детей, они, по-видимому, уже считаются членами Церкви, так как иначе можно бы ожидать наставлений касательно их воспитания и приготовления к крещению.
     Первые ясные указания на крещение детей находятся у св. Иринея (II, XXII, 4), но весь характер древних писаний согласен с рассуждением Оригена, который относил этот обычай к апостольскому преданию. (In Rom., V, 9, p.565) (Церковь, 1912, № 32).

6. Есть лица, желающие присоединиться к Церкви Христовой, но смущающиеся тем обстоятельством, что при присоединении над ними должно быть совершено таинство миропомазания. Какое есть основание для повторения над еретиками сего таинства?
     Не только нет погрешности повторять миропомазание над приходящими ко Святой Церкви еретиками второго чина, но святые правила именно так и повелевают делать. Укажем, например, на следующие правила: 8-е 1-го вселенского собора, 7-е 2-го вселенского собора, 95-е 7-го вселенского собора, 1-е правило Василия Великого. Таинство миропомазания повторяют
     не только над теми, кто был крещен и миропомазан в еретической церкви, но и над теми, которые, будучи крещены
     и миропомазаны в Святой Церкви, уклонились
     в ересь и снова возвратились в Церковь
     Христову. (Слово Церкви, 1916, ? 39).



    

Взято из издания Рогожского кладбища Духовные ответы, вып.5, М., Китеж, 1996:


Вопрос 8. Исповедуемою вами в Символе соборною и апостольскою Церковию могла ли быть ваша Церковь, когда в ней апостольского другопреемственного рукоположения не существовало, а пользовались вы еретическим рукоположением?
     Ответ. Несправедливо совопросники говорят, что наша Церковь пользовалась еретическим рукоположением. Ибо слово ерети-чес-кое может быть отнесено только к такому таинству священства, которое будет совершено не чрез руковозложение, как предано апостолами, или же хотя и чрез руковозложение, но над лицом, не получившим еще святого крещения, или же лицом, не получившим хиротонии, то есть самозванцем. Вот только такое священство и есть еретическое. Если же, наоборот, оно будет совершено, хотя и еретическим епископом, но по установленному апостолами видотворению - чрез руковозложение и над лицом окрещенным, то такое таинство священства не есть еретическое, но православное. Ибо каким образом оно должно быть еретическим, когда оно совершено так, как предано святыми апостолами, чрез руковозложение? Неужели может признаваться еретическим то, что совершается по апостольскому преданию?
     Правда, совопросники скажут: оно еретическое потому, что совершено еретиком. Но неужели все то, что только совершается еретиками, есть еретическое? Еретики веруют во Святую Троицу, исповедуют Господа Исуса Христа, почитают мощи святых мучеников, покланяются святым иконам. Неужели во всем этом они еретичествуют? Если да, то не будет ли это да относиться и к христианской Церкви? Ибо если бы это было ересь, то оно должно быть везде ересь - и у еретиков, и у православных. Затем, почему же крещение, совершаемое еретиками, именуется не еретическим, а святым (Толковый Апостол, л. 548) и божественным (Матфей Правильник, состава а, гл.2)? Ведь если рукоположение есть еретическое за то, что оно совершается еретиками, то и крещение, совершенное еретиками, также должно быть еретическим, а не святым и божественным. Не ясно ли отсюда, что называть рукоположение еретическим за то только, что оно совершено еретическим епископом, было бы более, чем несправедливо? Ибо Святая Церковь ни в каком случае не стала бы принимать хиротонию от еретиков, если бы была она еретическая. А если наша Церковь и от еретиков принимала рукоположение не еретическое, а только нисходящее от святых апостол в другопреемстве, то отсюда она и не теряет своего названия святой соборной и апостольской Церкви.



    

Взято из издания Рогожского кладбища Духовные ответы, вып.6, М., Китеж, 1996:


2. Можно ли крестить детей от родителей, которые, хотя и не отступают от веры православной, но, по слабости своей, сообщаются с еретиками?
     Блаженный Симеон Солунский так говорит, высказываясь по сходному вопросу: Достоин осуждения... кто воспринимает детей у нечестивых, если те прежде не исповедуют, что крещение свято и божественно, и очищает от греха, и возрождает во Христе, и что принимающий его (крещение) будет христианином: ибо в таком случае, если (отец) даст обещание, что младенец будет верным, хотя сам по некоторому страху и укрывается, можно воспринимать и приводить младенца ко освящению, чтобы, отказываясь быть восприемником, не отнять младенца у Бога (Разговор о священнодействиях, гл. 30). Основываясь на этом рассуждении блаженного отца, должно и на этот вопрос ответить утвердительно, т.е., что в указанном случае крестить детей можно и должно, чтобы не отнять их у Бога. (Слово Церкви, 1915 г., ? 16).

3. Может ли иноверец быть восприемником при крещении?
     На этот вопрос можно ответить только отрицательно. Если церковные правила запрещают общение с еретиками в молитве, то тем более не должно иметь общения с ними в таинствах. Блаженный Симеон, архиепископ солунский, говорит по этому вопросу следующее: Здесь (в божественном крещении) надобно обращать также внимание на то, чтобы восприемники... были люди благочестивые и способные быть в некоторой мере наставниками в вере. Но мне приходилось слыхать нечто весьма странное и тяжкое для чувства: некоторые, по расчетам человеческим, приглашают для восприятия детей своих, - страшно сказать - врагов и поносителей веры, безбожников и еретиков. Такие самое таинство отмещут, и детей не просвещают, а скорее омрачают... Кто делает это, тот достоин осуждения. Слово Церкви, 1915 г., № 31).

4. Действительно ли крещение, совершенное в новообрядческой церкви? Не применимы ли здесь слова еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение?
     Эти слова могут быть отнесены только к тому крещению указанной церкви, которое совершается обливательно. Что же касается совершаемого в этой церкви трехпогружательного крещения, то оно не может быть так рассматриваемо. Святой Феодор Студит, высказываясь относительно того, какое крещение должно признаваться еретическим, говорит: Относительно же сказанного тобою, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тому же мы научаемся и божественным гласом Василия Великого. Он говорит, что ереси суть те, которые совершенно отторглись и стали совершенно чуждыми по самой вере. Новообрядческая церковь крестит во имя Святой Троицы, следовательно, если крещение ее совершается правильно, т.е. в три погружения, то оно не может быть относимо к еретическому в полном смысле этого слова, ибо относительно крещения, совершенного во имя Святой Троицы и в три погружения, правила говорят, что оно приемлется без повторения. (Слово Церкви, 1915 г., ? 17).

5. Можно ли при крещении давать те имена святых, которые эти святые носили до своего крещения, будучи язычниками?
     Святой Церковью принято давать имена при крещении в честь святых, прославленных ею, хотя бы имена этих святых и были те, которые они носили еще в языческом состоянии. Суть дела не в имени, а в том лице, имя которого нарекается человеку при крещении. Если при наречении того или иного имени имеется в виду не просто имя, а имя известного святого, то безразлично, дано ли будет то имя, которое прославленный Церковью святой носил до крещения или данное ему по крещении.
     Мы видим, что в священных песнопениях, положенных в службах святым Владимиру, Борису, Глебу, Ольге, нареченным во святом крещении соответственно именами Василий, Роман, Давыд, Елена, эти святые называются как именами, данными им при крещении, так и именами, которые они носили до крещения. А раз так, то нет ничего погрешительного в том, чтобы и теми, и другими именами нарекать новорожденных младенцев, а также присоединяемых ко Святой Церкви язычников и еретиков первого чина. (Слово Церкви, 1916 г., №2).

6. О каких еретиках говорит Тимофей архиепископ александрийский, что их не покрещевать? Некоторые уверяют, что и католиков можно не перекрещивать.
     Святейший Тимофей, на правило которого вы указываете, был участником Второго вселенского собора. Следовательно, отвечая на вопрос: Почто обращающиеся еретики к соборней Церкви не покрещаем? - он мог иметь в виду только тех еретиков, не покрещевать которых постановил и святой Второй вселенский собор. Указанный же собор, как это видно из 7-го его правила, постановил принимать без повторения крещения, а только чрез миропомазание таких еретиков, которых крестили по-православному: во имя Святой Троицы и троекратным погружением в воду. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, - постановляет святой собор, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савелиан, держащихся мнения о сыно-отечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатския страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их с троекратным дуновением в лице и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их (Кормчая полных переводов, правило 7).
     Таким образом, правильно решают те, которые говорят, что в правиле святейшего Тимофея, архиепископа александрийского име-ют-ся в виду еретики второго чина; те же, которые говорят, что на основании этого правила можно и латин не перекрещивать, решают неправильно, ибо латины (католики) суть еретики не второго, а первого чина, так как крестят не трехпогружательно, а обливательно, вопреки 50 правилу святых апостол. (Слово Церкви, 1915 г., №30).



    

Взято из издания Рогожского кладбища Духовные ответы, вып.7, М., Китеж, 1996:


В Писании говорится о сокрушении Христом глав змиевых во Иордане. Какие главы змиевы сокрушил Христос?
     Здесь содержится иносказательный смысл. Именем змия Писание обычно именует змия-искусителя, диавола. Изрекая свой справедливо-грозный суд над первыми людьми - Адамом и Еввой и их искусителем - диаволом, Господь Бог сказал в отношении жены и змия-искусителя следующее: Вражду положу между тобою (искусителем) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт., 3, 15). Это значит, что имевший родиться в положенное время от жены Искупитель (Гал., 4, 4) разрушит дела диавола (1 Ин., 3, 8), и избавит род человеческий от всех гибельных последствий падения (Евр., 2, 14). И вот, когда пришло исполнение времени, благоволил явиться в мир Христос Господь - обетованное семя жены - Сокрушитель змия и Источник спасения рода человеческого, Тот, Которого чаяли народы как Примирителя с Богом, родившийся от Пресвятой Девы Марии. Будучи безгрешным, Он был под законом, принял обрезание и совершил все, дабы избавить нас от клятвы, которой Сам не подлежал (блаженный Феофилакт, толкование на послание галатом, гл. 4).
     Чистый крестится, чтобы нас омыть (толкование на Евангелие от Матфея, гл. 3). Погрузившись в водах Иордана, Он освятил воды, ниспровергнув власть диавола над родом человеческим, сокрушил, уничтожил силу змия-диавола. Выражая это, Святая Церковь в своих песнопениях и говорит метафорически (образно) о сокрушении Господом в водах Иордана главы змия - древнего искусителя-диавола.
     Толкователь книги Псалтырь, Евфимий Зигабен, на слова святого пророка и царя Давыда (Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змием в воде - Псалом 73, 13) говорит: Драконом (змием) вообще называет (пророк) всю противоположную силу, как потому, что она имеет губительный яд, так и потому, что сим напоминает действие, бывшее в раю, когда враг, вошедши в змия, обманул первозданного человека. Сих-то главы Христос сокрушил в воде, когда крестился Сам и предал крещение людям (Толков. Псалтырь Евфимия Зигабена, изд. Киев, 1898, с. 583). (Слово Церкви, ? 21, 1917 г.).


     Кто крестил святую Богородицу и святого Иоанна Предотечу ?
     В Синаксаре на праздник Вознесения Господня говорится: Епифаний Кипрский повествова, яко единаго токмо святаго апостола Петра своима рукама крестил Господь, и Петр Андрея, и Андрей Иякова и Иоанна. Ияков же и Иоанн прочия апостолы. Святую же Богородицу Петр и Иоанн крестили суть (Триодь Цветная, изд. в 6-е лето патр. Иосифа, л. 451 об.).
     Что касается крещения святого Иоанна Предотечи, то по этому вопросу приходится сказать следующее. На совершение крещения св. Иоанн послан был от Бога, как свидетельствовал о сем сам Иоанн: Пославший меня крестить в воде сказал мне: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин., 1, 33). Но что Иоанн, совершая по повелению Божию крещение в воде, не имел на себе во время крещения Господа того крещения, которое заповедал совершать Христос Спаситель, на это указывают самые слова Иоанна Крестителя, обращенные к пришедшему креститься от него Господу: Мне надобно креститься от Тебя (Мф., 3, 14).
     По поводу этих слов блаженный Феофилакт архиепископ замечает: Предотеча имел нужду получить крещение от Господа, ибо и сам он, как произшедший от Адама, заражен был скверной преслушания. Воплотившийся же Христос очистил всех (Благовестник, с. 27, по изд. 1910 г.).
     И блаженный Иероним говорит: «Прекрасно сказано Им: Оставь теперь, - чтобы показать, что Христос должен был креститься в воде (от Иоанна), а Иоанн в Духе - от Христа; или иначе: не препятствуй только Мне, принявшему вид раба, исполнить свойственное смирению его. Сверх сего ты должен знать, что будешь крещен в день суда Моим крещением. Не препятствуй только, говорит Господь Исус: Я имею и другое крещение, которым Мне должно креститься. Ты крестишь Меня водою, чтобы Я крестил тебя во имя Мое кровию твоею (Творения, ч. 16, с. 19). И действительно, святой Иоанн вскоре же получил крещение своею мученическою кровию, будучи усечен во главу от Ирода. (Слово Церкви, ? 12, 1917 г.).

Почитает ли Церковь четвероконечный крест, и допускается ли изображение на нем распятия Господа нашего Исуса Христа?
     Святая Церковь чтит и крест четвероконечный как крест Господа нашего Исуса Христа. При совершении освящения воды в чине крещения священник, совершая в воде знак креста четвероконечного, говорит: Да сокрушатся под знамением воображения Креста Твоего (Господи) вся сопротивныя силы. Святая Церковь не допускает лишь изображения распятия Господня на таком четвероконечном кресте, а непременно требует, чтобы распятие Господне изображалось на кресте осьмиконечном, т.е. чтобы на основном кресте четвероконечном были и подножие, и титла, положенная Пилатом. Не допускает Святая Церковь изображения распятия Господня на кресте четвероконечном потому, что это не соответствует историческому событию. Свои страдания Христос Спаситель завершил на таком кресте, на котором были и подножие, и титла, т.е. когда крест имел форму креста осьмиконечного. (Слово Церкви, ? 18, 1917 г.).

Есть ли указание, когда должно совершать крещение младенцев?
     В 207 правиле Номоканона говорится, что крещение должно быть совершаемо прежде божественной литургии Да причастится отроча на литургии. А в 205 правиле того же Номоканона говорится: Священник, аще яде, да не крестит. Однако, как в том, так и в другом из указанных правил делается оговорка на случай нужды. Указывается, что по нужде, то есть в силу необходимости, крещение может быть совершаемо и не пред литургиею, а равно и священником ядшим. (Слово Церкви, 1916, №4).

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика