Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ОБ АДАМЕ И ЕВЕ
Апокриф об Адаме и Еве встречается в древнерусских рукописях под разными названиями: *О исповедании Евгине и о воспросе внучят еа, н о болезни Адамове’, ’Слово о Адаме и о Евзе от зачала и совершения’, ’Слово о Адаме от начала и до конъца и како изгнан из рая’ и просто ’О Адаме’. Апокриф дополняет народными легендами краткий рассказ Библии о создании первого человека, согрешении, изгнании его из рая и о некоторых событиях его жизни на земле. Характеризуя апокрифы, А. Н. Пыпин писал: ’Там, где библейский и евангельский рассказ был краток и где невольно возникал вопрос, апокриф являлся, чтобы досказать то, чего не было в священной книге, и в представлениях читателя то и другое сливалось в одну цельную картину’ (Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб., 1898. С. 424).
Различные версии апокрифа об Адаме и Еве встречаются у разных народов — в арабских, эфиопских, сирийских, греческих, латинских, армянских и болгарских рукописях; отразился он и в украинских народных сказаниях и песнях. В русскую литературу апокриф пришел из Болгарии, где был переведен с греческого. Но в Болгарии больше был в ходу первый вид текста (первая редакция), а на Руси — второй (вторая редакция), по мнению И. В. Ягича, здесь и составленный не ранее XV в. Этот текст представляет собой рассказ Евы у ложа умирающего Адама И завершается историей путешествия Сифа, сына Адама, с Евой к вратам рая за лекарством для Адама и известием о смерти Адама и Евы. В науке этот вид текста назван ’Исповедание Евы’.
Греческий оригинал был значительно переработан на славянской почве, в него был добавлен ряд эпизодов, в частности рассказ о том, как дьявол взял с Адама ’рукописание’, крепостную запись на него и его детей, под тем предлогом, что дьяволу принадлежит вся земля и только заложившись за дьявола Адам сможет пахать на ней. Аналогичный рассказ о ’рукописании’ Адама известен в болгарских народных сказаниях, читается в апокрифе о Тивериадском море. Этот сюжет интересовал русских читателей как намек на социальную борьбу низов против закабаления. Именно так трактовал его в первой половине XVI в. Иван Пересветов в Большой челобитной, приводя слова Петра, волосского воеводы: ’Коли Адама Господь Бог изгнал из раю, а он заповедь Божню преступил и тогда дьявол его искусил и запись на него взял. И Адам был навеки погибл, и Господь Бог милосердие свое учинил, волною страстию своею святою Адама извел изо ада и запись изодрал. И един Бог над всею вселенною, и то есть, которыя записывают людей в работу ввеки, прельщают, дьяволу угождают, и которыя прельщаются для светлыя ризы да ввеки записываются в работу, те оба погибают навеки’. (Сочинения Ивана Семеновича Пересветова см. в т. 9 наст, изд., иПЛДР, т. 6).
Отдельные мотивы апокрифа об Адаме связывают его с другими славянскими и русскими апокрифами. Конец рассказа об Адаме, упоминающий, что из венца, в котором его похоронили, выросло дерево, из которого был сделан крест для распятия Христа, послужил началом апокрифа о Крестном древе. О путешествии Сифа к раю рассказано в Никодимовом евангелии. Известия о болезнях, которыми Бог наказал Адама, перекликаются с апокрифом о создании Адама, в котором дьявол дал Адаму 70 недугов, истыкав его во время сотворения. Некоторые мотивы апокрифа об Адаме и Еве фигурируют в вопросах и ответах ’Беседы трех святителей’.
Тексты апокрифа были изданы в XIX в. по разным рукописям (Пыпин А. Н. Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 1—7; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 1. С. 1—6, 6—15, 298—304; Порфирьев И. Апокрифические
сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1977, С. 34—46, 90—96, 208—216; Франко Iв. Апокрiфи i легенди з украiнських рукописiв. Львiв, 1896. Т. 1. С. 19—23). Памятнику посвящено большое количество научных работ (Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873.С. 172—179; Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С. 32—37; Jagic V.Slavische Beitraege zu den biblischen Apocryphen: Die altkirchenslavischen Texte des Adambuches. Wien, 1893; Франко Iв. Апокрiф о Адамi -- Жите i слово: Вiстн. лiт, iст., i фолькл. Рiк 2. кн. 3. Критика i бiблiографiя, XVII. Львiв, 1895. С. 474—476; Тихонравов Н. С. Сочинения. Т. 1. Древняя русская литература: Отреченные книги древней Руси. М., 1898. С. 152; Пыпин А. Н. История русской литературы. 4-е изд. СПб., 1911. Т. 1. С. 415—425, 427—429; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925 (фототип. переизд. София, 1970). С. 207—227; Милтенова А. Текстологически наблюдения въерху два апокрифа: (Апокрифен цикъл за кръстното дърво, приписван на Григорий Богослов, и апокрифа за Адам и Ева) -- Старобългарска литература. София, 1982, кн. 11. С. 35—55; Димитрова Д. Някой наблюдения върху литературните особенности на апокрифа ’Слово за Адам и Ева’ -- Там же. С. 56—66. См. также: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 1. А—К. С. 47—51).
Вторая редакция текста апокрифа об Адаме и Еве публикуется по списку РНБ, собр. Погодина, Нр. 1615, 1632 г. Исправления н дополнения сделаны по спискам: РГБ, собр. Румянцева, Нр. 358, кон. XV—нач. XVI в.; собр. Румянцева, Нр. 380, XVII в. (оба списка опубликованы: Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. I—7); БАН, 13.2.25 (Яц. 26), перв. пол. XVI в.; РНБ, собр. Погодина, Нр. 1018, нач. XVII в.; РНБ, Соловецкое собр., Нр. 925 (1035), кон. XVII в.; Соловецкое собр., Нр. 868/978, XVII в. (оба списка опубликованы: Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 90—96, 208—216).
О АДАМЕ
Адам* же в Раю преж преступления* вся имяше в воли своей, вся в воли его ходяху. И егда изгна его Господь из Рая и съде во Едеме* пред дверьми райскими и видћ сонъ, како хощет родити Каина* и Авеля*, и в кое лћто хощет убити Каинъ Авеля. И запрети ему аггелъ не повћдати Евзе*. И ту пребысть 70 и 9 лћт* и в болъзнь впаде чревную, и не вћдяху, что есть болћзнь его. И собрашася от мала и до велика и вси чюжахуся и глаголаху Евзе: ’О мати наша, ты вћси сокровенная его вся, яви нам, что се толико отецъ нашь болит?’ И всћх бяше людей над Адамомъ 6000 мужей.
Евга то рече: ’От преди возвћщу вам, чада моя. Егда сотвори Богь Рай на востоце и всю вселенную, и сотвори отца вашего и меня, и предастъ нам Рай и вся скоти, и гади, и вся птица пернатая. Адам же блюдяше восточную страну и сћверную, аз блюдох западную страну и южную. И паки предасть нам Господь заповедь и паки рече: ’Вам вся снћсте, иже в Раю, а от единого древа не ясте’, и показа нам древа. И взыде на небеса Господь нашь. И мы оба иже обладахове в Раю, и без повелћния Адамова и моего вси звћрие и скоти, и гади и не смћяху ни ходити, ни лячити, ясти что, дондеже повелим имъ.
И тогда прииде к нам Дьявол, свћтелъ, яко аггелъ, и рече намъ: ’Что вы рече Богъ ясти или не ясти в Раю?’ Адам рече: ’Вся намъ повелћ ясти, толико единого древа заповћда нам не ясти и повелћ намъ блюсти ся от него’. Дьяволъ же рече: ’Много жалую о васъ, понеже не разумћете, аще бысте от него снћли, и вы бы есте бози были’. И той рекћ и отиде от нас. И обрете змию и научи ю.* Змия же мнящи, яко аггелъ есть, и прииде ко мнћ, и показа ми плод, иже от древа. И видћх аз, яко змия есть любима Богу развће всъх звърей,* и взях от нея и снедох. И сердце мое возмутися во мнћ напрасно и в мою страну древеса повергоша листвие свое.
Аз же внидох под древо то, от негоже снедох, и возвах Адама и рћх: ’Прииди здћ, Адам, да видиши великое чюдо’. Аз же уста отверзох, и языкъ мой глаголаше во мнћ сам, яко да снасть Адамъ. Такоже прият Адам, от негоже древеса снћде. И отверзостася очи наю, и видћхове очету* свою, и сердца наша восхотъ на похоть. И бысть тако. И вся древеса листвия своя повергоша, и едина смокви листвия своего не поверже. Адам же восплакався велми и рече мнъ: ’О жено, что мы сотворихом!’ Такоже сердце мое не отделися от Адама, и внидохом под древо то, иже не поверже листвия, и съшихом листвие смоковное, и сътворихом одеяние себћ.*
И тогда слышахом глас съ небесе глаголющь, архаггелъ призываетъ аггелы: ’Приидћте вси, глаголеть Господь, да снидета в Рай, понеже согрешилъ есть Адам’. И паки снидет Господь со всъми аггелы своими. И ста престолъ посредь Раю, и возва Господь гласом великим: ’Адаме, Адаме, гдћ еси?’ — отвеща гласъ много. Адам же скрыся. И пояша нас аггелы, и свирћпо биюще насъ, и изгнаша нас из Рая. Адам же плакашеся и молящеся глаголя: ’Послабите намъ, егда когда умилосердится Господь о нас!’ И не помилова насъ Господь. Архаггелъ Михаилъ* непрестанно моляшеся о насъ ко престолу. И тако изгнаша нас из Рая и отпустиша нас.*
Мы же седохом Едема оттужени. Адам же паде на лицы своем и плакашеся. И сотворихом дней 15, и изнеможе душа моя во мнћ гладом, и рћх ко Адаму: ’Господи, востани, да поищеве себћ храмины, уже бо сердце мое одолћ во мнъ гладом и душа моя омале’. Адам же воскликнувъ рече: ’О Евга, находит на сердце мое разорити икону твою, но не имамъ с кћм быти и боюся Бога. А сердце мое не удаляется от тебе’. И воставше и обидохом всю землю, и не обретохом ничтоже снћдно, но токмо волчецъ* и траву селную. И паки приидохове во Едем и плакахомся* со вздыханьем. И рече Адамъ: ’Господи, припосли ми воню, да тя поминаю’. Тогда посла к нему Господь фимиян, и ливанъ, и ладан.* И взятъ Адам и сотвори молбу ко Господу. И тогда умилосердився Господь, и архаггелъ Ивоилъ* отлучи 7-ю часть Рая и подасть нам. И преже наядохомся от плода тернова* за 17 дний и потом взяхом пшеницу и мед, и масла* и ядохом и насытихомся. И изгна вся скоты и звћрие из Рая и предасть Адаму. Адам же отлучи я и сотвори дивие и питомое, и нарече всћмъ имъ имена, и всћм вещем питающим ся. И рече Господь: ’Терние и волчецъ в дћланиих твоих да прозябнет’.*
И поясть Адам волы и взора землю. И прииде Дьявол и ста пред волы, иже не дадяше Адаму землю орати. ’Понеже, — рече Дьявол, — моя есть земля, а Божия небеса и Рай. Да аще хощеши мой быти, то землю тяжи. Аще ли хощеши Божий быти, то иди в Рай’. И рече Адам: ’Божия суть небеса и земля, и вселенная’. Дьявол же не дадяше ему орати и глаголаше: ’Запиши ми рукописание свое, да еси мой, и ты землю работай’. Адамъ же рече: ’Чия есть земля, того и аз и чада моя’. Вћдаше бо Адам, яко снити хощет Господь на землю и родитися от девы. Дьявол же обрадовашеся велми и рече: ’Запишися мнћ’. И взят Адам плача* и записа рукописание, и рече: ’Чия есть земля, того и аз и чада моя’. Дьявол же взят рукописание Адамова и держа у себя.*
Аз рћхъ ко Адаму: ’Господи, покаемся, нежели избавит ны Господь от Дьявола’. Адам же рече: ’Постимся 40 дней’. Азъ рћх: ’Ты, господине мой, постися 40 дней, а я да пощуся 40 и 4 дни’. И рече ко мнћ: ’Вниди ты в Тигръ* реку и положи камень на главћ своей, а другий под ноги своя и стой до выя в водъ, а не слышай никогоже, да не паки прельщена будеши’. И сотвори ми знамя сокровенно и рече ми: ’Не изыдћ, дондеже аз прииду’. И воставъ Адам и поиде во Иерданъ* каятися, и ту снидошася вси звћрие и птицы, и множество аггелъ и плакахуся Адама. Адам же погрузися весь во Иердани рецъ и пребысть 40 дней.
Дьявол же прииде къ Евзе, аки аггелъ свћтел, слезы роняша по земли, и глагола ми: ’Евга, услыша Господь молитву твою и насъ, аггелъ своих, молящих за тебе, посла мене Богъ, да изведеши из реки Адама’. Аз же не вћровах, и паки въ 3 день прииде и сотворився во Адамовъ образ и много блазни меня. Аз же не изыдох, дондеже вижу знамя, иже ми рекъ Адам. И егда же соверши Адам 40 дний, грядяше от Иердана и обрете Дьявол слћд приходящъ ко мнъ, и убояся велми, и егда како прелщена буду. И егда видћ мя въ водћ и возрадовася велми. И егда прииде ко мнћ, и аз не вћровах, что есть господинъ мой. И показа ми знамя. Тогда вћровах и изыдох из реки. Тогда свободи насъ Господь от Дьявола.
И седохом в Мадияме* и ту родихом Каина и Авиля. И всегда оба скоты пасяху.* Во единъ же день воставъ Адам от ложа своего и рече ко мнъ: ’О жено, совершишася лъта 14, отряжена есть кровь Авеля убиением Каиновым. Дай же ми осля, шед обрящу его’. Яко же слышах аз и распалися сердце мое. И всћд Адам на осля изъде и обрете Авеля убьена, и не изрече ничтоже, якоже рече Адаму аггелъ. И принесе Авеля на мъсто рекома Реон* и погребе его ту. И егда аз родих Сифа* и рекох ко Адаму: ’Господине, не злосерди сердце свое, иже паки родих сына вмћсто Авеля и нарекоша имя ему Сиф’.
И тогда Адам кликну на Евгу: ’О Евга, умолчи от рћчей своих, уже бо духъ мой омале во мнъ’. А Сиф рече: ’Господи мой, отче, иду в Рай и принесу что из Рая, видищи и упокоеши себя’. Адам же рече: ’Сыну, како ты внидеши в Рай? И паки пойди противу Раю плачася, егда како припустит тя Господь от древа маслична* взяти, да и увидиши, егда како упокоит ми ся болћзнь сия’. Сиф рече: ’Отче, что есть болћзнь?’ Адам рече: ’О сыну, велику имам болћзнь. Егда согреших аз и мати твоя, тогда рече Господь, якоже: ’Умножу стенание твое, всегда в печали лребываеши. И дам тебћ 72 язи — 1-е язя чревом, 2-я очима, потом последую по единой’. А матери вашей рече: ’Всегда муж твой обладает тобою, егда же ражаеши, смертью растаешися’’.*
И видћх Сиф поиде к Раю с материю своею, и видћ Евга лютого звћря, рекомаго кордила,* гоняща сына ея Сифа. И ставћ рече к нему: ’О звћрю, не помниши ли, како тя сохраних рукама своима? Како смћеши отверсти уста своя на образ Божий, како смћешь зубы своими объяти сына!’ И тогда звћрь отвещав Евзе и рече ей: ’О Евга, от тебе зачалося ятъ. А ты како смћла отверсти уста своя на снћдь, еже рече Господь тебъ не ясти? Того ради азъ хощу чада твоя поясти’’, И тогда Евга восплакася и плачь ея слышахом от востока до запада и рече: ’О горе мнћ, Боже мой, отныне и до вћка кляти мя хощет весь языкъ’. Тогда Сиф рече: ’Заклинаю тя, звћрю, в ложе своем пребывавши до суда,* егда како дерзаеши на надежу человћчю’. Тако да пребывает в вћкъ.
Сиф же рече, и иде с материю своею, и плакася противу Раю и посыпа перстию главу свою. И явися им архаггелъ и рече к ним: ’Что вопиета?’ И речь Сифь: ’Господи, отецъ мой болит и желает благая райская, хощет видети от древа масличнаго, егда како упокоится болћзнь его’. И тогда рече аггелъ Сифу: ’Не имать Адам лечбы, понеже приближишася дни его ко смерти и скончашася дние его’. И уломи ему от древа, от негоже изгнанъ бысть Адам из Рая и дастъ Сифу три пруты.* И Сиф принесе, идћже лежаше Адам, отецъ его.
И видћ тогда Адам и позна ё, и прият ё, и воздохнувъ велми, и извитъ венецъ и возложи на главу свою, и видћ руку Господню, приемлющу душу его. И видћ Евга кадилницу с ладаном кадящи тъло Адамова, и три аггелы свеща держаща горяща. И возрћвъ Сиф на небо и видЪ душу Адамову, отца своего, далеча Господа стоящу, и множество аггелъ, молящеся за Адама. Егда въста архаггелъ Михаилъ и тогда вен аггели умолкнуша. И тогда умилосердися Господь, простер руку свою и прият душу Адамову. И посла Господь аггела, да спрятаетъ тћло его. И научи Сифа, и взяша тъло, и несоша на места, рекомое Горусий блятъ.* И егда ископаша гробъ, архаггелъ знаменаше гробъ,* и бысть глас с небесе глаголя: ’Адаме, Адаме!’ Он же рече: ’Се аз, Господи’. И Господь рече: ’Се рћх тебћ, яко земля и в землю поидеши’.* И земли рече Господь: ’Твоя от твоих к тебћ приносяще от всћх’.* И тако погребоша Адама с венцом, иже бћ на главћ его. Евга же умилно гласом молящеся глаголяще: ’Господи, владыко, приими дух мой’. И тако по Адаме в 6 день преклонь главу и предасть духъ свой Богу. И ту погребоша Евгу, сына ея Авеля. И ту возрасте древо из венца из главы Адамовы.
О АДАМЕ
Адам в Раю до грехопадения все имел во власти своей, все под властью его жили. И когда изгнал его Господь из Рая и сидел он в Эдеме пред дверьми’ райскими, то видел сон, что родятся Каин и Авель, и в какое время убьет Каин Авеля. И запретил ему ангел рассказывать это Еве. И прожил так он 70 и 9 лет и заболел нутром, и не ведал, что за болезнь у него. И собрались все от мала и до велика и удивлялись, и говорили Еве: ’О мать наша, ты знаешь все тайны его, объяви нам, чем так отец наш болен?’ И было всех людей возле Адама 6000 мужей.
(Исповедание Евы)
Ева тогда сказала: ’От начала поведаю вам, дети мои. Когда создал Бог Рай на востоке и всю вселенную, и создал отца вашего и меня, и препоручил нам Рай и всех зверей, и гадов, и всех птиц пернатых. Адам хранил восточную часть и северную, я хранила западную часть и южную. И потом дал нам Господь заповедь, сказав: ’Вам можно всем питаться, что есть в Раю, только плод одного дерева не ешьте’, и показал нам дерево. И поднялся . на небеса Господь наш. И мы оба владели всем в Раю, и без повеления Адама и моего все звери и скоты, и гады не смели ни ходить, ни лакать, ни есть что-нибудь, покуда не разрешим им.
И тогда пришел к нам Дьявол, светел, словно ангел, и сказал нам: ’Что вам позволил Бог есть и чего не велел есть в Раю?’ Адам сказал: ’Все нам разрешил есть, только плод одного дерева запретил нам есть и повелел нам остерегаться его’. Дьявол же сказал: ’Очень жалко мне вас, ибо не знаете, что если бы плод от него съели, то вы были бы богами’. Так сказал он и покинул нас. И нашел змею и подучил ее. Змея же, думая, что он ангел, пришла ко мне и показала мне плод от того дерева. И видела я, что змею любит Бог больше всех зверей, и взяла от нее плод и съела. И сердце мое смутилось во мне вдруг, ВуИ в моей части Рая деревья сбросили листву свою.
Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама и сказала: ’Приди сюда, Адам, и увидишь великое чудо’. Только открыла я уста и язык мой говорил сам собой, чтобы съел и Адам. Адам также взял плод от этого дерева, что я съела. И открылись глаза наши, и увидели мы наготу свою, и сердца наши воспылали похотью. И свершилось. И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила. Адам же разрыдался и сказал мне: ’О жена, что мы с тобой наделали!’ Но сердце мое не отвратилось от Адама, и скрылись мы под тем деревом, которое не сбросило листву, и сшили листья смоковные, и сделали одежду себе.
И тогда услышали глас, раздающийся с небес, архангел призывал ангелов: ’Придите все, — велит Господь, и сойдите в Рай, ибо согрешил Адам’. И потом сошел Господь со всеми ангелами своими. И поставлен был престол посреди Рая, и воззвал Господь громким гласом: ’Адам, Адам, где’ ты?’ — вещал сильный голос. Адам же скрылся. И схватили нас ангелы, и яростно били нас, и изгнали нас из Рая. Адам же плакал и молился, говоря:’: ’Пощадите нас, может, смилуется Господь над нами!’ Но не помиловал нас. Господь. Архангел Михаил непрестанно молил о нас перед престолом. И так’ изгнали нас из Рая и отвергли нас.
Мы же сидели, лишенные Эдема. Адам упал ничком и рыдал. И прошло так дней 15, и изнемогла я от голода, и сказала Адаму: ’Господин/: встань и поищем себе убежище, уже сердце мое побеждено голодом и силы: мои умалились’. Адам же, воскликнув, сказал: ’О Ева, возникает в сердце моем желание отвернуться от лица твоего, но не с кем мне остаться и боюсь Бога. Да и сердце мое не отвергает тебя’. И встали мы, и обошли всю землю, и не нашли ничего съедобного, только волчец и траву полевую. И снова пришли к Раю и плакали, скорбя. И сказал Адам: ’Господи, пошли мне благовония, чтобы тебе кадить’. Тогда послал ему Господь фимиам, и ливан, и ладан. И взял Адам и сотворил молитву Господу. И тогда умилосердился Господь, и архангел Иоиль отделил 7-ю часть Рая и отдал нам. И сначала питались плодами терновными 17 дней, а потом взяли пшеницу, и мед, и масло и ели и насытились. И изгнал Бог всех скотов и зверей из Рая и отдал Адаму. Адам же разделил их и сделал дикими и домашними, и дал всем им имена и всему, питающему их. И сказал Господь: ’Терние и волчец от трудов твоих произрастет’.
И взял Адам волов и вспахал землю. И пришел Дьявол и встал перед волами, чтобы не давать Адаму землю пахать. ’Потому что, — сказал Дьявол, — моя земля, а Божий небеса и Рай. И если хочешь моим быть, то землю паши. Если же хочешь Божиим быть, то иди в Рай’. И сказал Адам: ..Божий небеса и земля со всем, что ее населяет’. Дьявол же не давал ему пахать и сказал: ’Напиши мне своей рукой, что ты мой, и ты на земле будешь Работать’. Адам же сказал: ’Чья земля, того и я, и дети мои’. Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: ’Заложись за меня’. И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: ’Чья земля, того и я, и дети мои’. Дьявол же взял рукописание и скрыл у себя.
Я сказала Адаму: ’Господин, покаемся, авось избавит нас Господь от Дьявола’. Адам же сказал: ’Постимся сорок дней’. Я сказала: ’Ты, господин мой, постись сорок дней, а я буду поститься сорок и четыре дня’. И сказал он мне: ’Войди ты в Тигр реку и положи камень на голову свою, а другой под ноги свои, я стой по шею в воде, но не слушайся никого, чтобы не прельстили тебя снова’. И показал мне тайный знак, и сказал мне: ’Не выходи из реки, пока я не приду’. И поднялся Адам, и пошел в Иордан каяться, и сошлись туда все звери и птицы, и множество ангелов и оплакивали Адама. Адам же погрузился весь в Иордан реку и провел так 40 дней.
Дьявол же пришел к Еве, как ангел светел, слезы роняя по земле, и сказал мне: ’Ева, услышал Господь молитву твою и нашу, ангелов своих, молящих за тебя, послал меня Бог, чтобы ты вывела из реки Адама’. Я же не поверила ему, и снова через 3 дня пришел, приняв образ Адама, и долго искушал меня. Я же не соглашалась выйти, пока не увижу знак, который показал мне Адам. И когда закончил Адам 40-дневное покаяние, пришел от Иордана и нашел след Дьявола, приходившего ко мне, и очень испугался, не была ли я прельщена снова. И когда увидел меня в воде, обрадовался очень. Но когда пришел он ко мне, то я не поверила, что это господин мой. И показал мне знак. Тогда поверила я и вышла из реки. Так освободил нас Господь от Дьявола.
И поселились мы в Мадиаме и здесь родили Каина и Авеля. И все дни оба они пасли скот. Однажды встал Адам с ложа своего и сказал мне: ’О жена, прошло четырнадцать лет, должна пролиться кровь Авеля, убитого Каином. Дай же мне осла, пойду и найду его’. Когда услышала я, растревожилось сердце мое. И сел Адам на осла, поехал и нашел Авеля убитого и не сказал ничего, ибо так велел ему ангел. И принес Авеля на место, называемое Реон, и похоронил его там. И когда я родила Сифа, то сказала Адаму: ’Господин, не надрывай сердце свое, ибо снова родила сына вместо Авеля и дала имя ему Сиф’.
И тут Адам прервал Еву, воскликнув: ’О Ева, замолчи, уже ослабел я духом’. А Сиф сказал: ’Господин мой отец, пойду я в Рай и принесу что-нибудь из Рая, и ты увидишь, и утешишься’. Адам же сказал: ’Сын, как войти тебе в Рай? Но ты все же приблизься к Раю с плачем, может позволит тебе Господь взять ветвь от древа масличного и, кто знает, может отпустит меня болезнь эта’. Сиф спросил: ’Отец, откуда твоя болезнь?’ Адам сказал: ’О сын, тяжка болезнь моя. Когда согрешил я и мать твоя, тогда сказал Господь так: ’Умножу скорбь твою, всегда будешь в печали. И дам тебе 72 болезни: первая болезнь утробе, вторая — очам, потом буду прибавлять по одной’. А матери вашей сказал: ’Всегда муж твой будет господствовать над тобою, когда же будешь рожать, смерть будет грозить тебе’.
Выслушал это Сиф и отправился к Раю с матерью своею, и увидела Ева лютого зверя по имени крокодил, погнавшегося за сыном ее Сифом. И остановившись, сказала ему: ’О зверь, не помнишь ли, как тебя лелеяла я руками своими? Как смеешь разевать пасть свою на образ Божий, как смеешь зубами своими хватать сына!’ И тогда зверь, отвечая Еве, сказал: ’О Ева, от тебя пошло зло. А ты как смела покуситься на снедь, которую не разрешил тебе Господь есть? Потому и я хочу дитя твое пожрать’. И тогда Ева разрыдалась, и плачь ее слышен был от востока до запада, и сказала: ’О горе мне, Боже мой, отныне и до века проклинать меня станет весь народ’. Тогда Сиф сказал: ’Заклинаю тебя, зверь, в логове своем пребудешь до Судного дня, раз посягаешь на надежду человеческую’. Так он и пребывает вовеки.
Сказал Сиф и пошел с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: ’Что взываете?’ И сказал Сиф: ’Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может тогда утихнет болезнь его’. И тогда сказал ангел Сифу: ’Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его’. И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви. И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его.
И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и трех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронил тело его, И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото. И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: ’Адам, Адам!’ Он же ответил: ’Здесь я, Господи’. И Господь сказал: ’Я предрек тебе, что ты — земля и в землю отойдешь’. И земле сказал Господь: ’Твоя от твоих тебе приносят все’. И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: ’Господи владыко, прими душу мою’. И так после Адама через 6 дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама.
Адам — первый человек, созданный Богом, согласно библейскому сказанию, по образу и подобию своему (Быт. 1, 26, 27), из праха земного, в который Бог вдохнул жизнь (Быт. 2, 7). В апокрифах о создании первого человека рассказано иначе — Бог создал его из элементов природы (тело от земли, кости от камня, очи от моря или от солнца, кровь от росы или от моря и пр.).
...преж преступления — до грехопадения, до того как Адам вкусил плод от древа познания добра и зла, что было ему запрещено Богом (Быт. 2, 15—17).
Едем — Эдем, рай, сад, в Ветхом завете место, где Бог поселил первых людей (’И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал’ — Быт. 2, 8). Адам и Ева после изгнания нз рая остаются в Едеме, что соответствует другой библейской версии (Быт. 3, 22—24), по которой, как полагают некоторые библеисты, Бог поставил архангела с мечом не у врат рая, а у другого запретного дреаа — древа жизни, чтобы Адам не смог стать бессмертным, съев его плод.
Каин — первый сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля. По библейской легенде Каин земледелец, а Авель скотовод. Жертва Авеля была принята Богом, а Каина отвергнута, что послужило мотивом убийства (Быт. 4, 1—8). После убийства брата Каин поселился в земле Нод, где построил город Енох и основал свой род. В ефиопской версии апокрифа о потомках Каина сказано, что они живут вдали от рая во власти дьявола и называются детьми человеческими в отличие от праведных потомков Сифа, названных детьми Божиими (Порфирьев. Апокрифические сказания. Казань, 1873. С. 194). В апокрифе о Ламехе говорится, что Каин был убит слепым охотником Ламехом, принявшим его за зверя. По другому преданию Каин умер только во время потопа (см.: Мифологический словарь. С. 269—270).
...Авель... — второй сын Адама и Евы, убитый своим братом Каином (Быт. 4, 2—9).
Евга — Ева, жена Адама, созданная Богом из его ребра (Быт. 2, 21—24). Имя свое она получила от Адама только после изгнания из рая (Быт. 3, 20). Ева — мать всех живущих. По еврейской этимологии ее имя означает жизнь.
И ту пребысть 70 и 9 лћт... — Эта хронология непонятна, так как в Библии сказано что Адам жил 930 лет (Быт. 5, 5).
И тогда прииде к нам Дьявол, свћтел, яка аггелъ... И обрете змию и научи ю. — В Библии дьявол соблазняет Еву в образе змеи; в апокрифе он является Адаму и Езе в облике светлого ангела, обманывает и Еву, и змею.
И видћх аз, яко змия есть любима Богу развће всћх звћрей... — В Библии сказано, что змей был хитрее всех зверей, созданных Богом, но после грехопадения Адама Бог его проклял (Быт. 3, 1, 14, 15). В ефиопской версии апокрифа приведены дополнительные подробности: змей был прекраснее всех животных в раю, все толпились возле него и почитали его, но после того, как он стал орудием дьявола, он превратился в отвратительное существо, которого все боятся и от которого бегают (Порфирьев. Апокрифические сказания. С. 183).
...очета... — Сербск. очит, прилаг. — ’открытый’, ’явный’. В Библии и в других списках сказано, что Адам и Ева увидели свою наготу; по-видимому, в списке Погодина, Нр. 1615 сохранился сербизм с тем же значением.
...и съшихом листвие смоковное, и сътворихом одеяние себћ. — В Библии (Быт. 3, 7) таких подробностей нет.
И тогда слышахом глас съ небесе глаголющь ... И тако изгнаша нас из рая и отпустиша нас. — Б Библии эта сцена изложена по-другому: Бог не спускается с небес, а гуляет по раю; о том, что Адам съел плод запретного дерева, Бог узнает от самого Адама, устыдившегося своей наготы; при разговоре Бога с Адамом не присутствуют ни ангелы, ни архангелы; нет представленного в апокрифе судилища над Адамом (Быт. 3, 8—13, 23, 24).
Архаггелъ Михаилъ — один из главных ангелов, предстоящих перед престолом Божиим, борец с дьяволом и олицетворяющим его змеем или драконом. Выступает как заступник людей перед Богом. Во врачевальных молитвах к нему обращались за исцелением. В других списках апокрифа сказано, что Михаил научил Адама ремеслам и земледелию, дал ему пшеницу и мед (список Румянцева, Нр. 358).
Волчецъ — название различных сорных, как правило, колючих растений.
...плакахомся... — В списке Румянцева, Нр. 358 после этого слова приведен плач Адана о рае: ’Раю мой раю, пресветлый раю, красота неизреченная, мене ради сотворен есть, Евги ради затворен есть, милостиве, помилуй мя падшего’ (Памятники старинной русской литературы. Вып. 3. С- 2). Это покаянный стих, включенный в XV в. монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефро-сином в один из написанных им сборников (РНБ, Кирилло-Белозерское собр., Нр. 9--1086, л. 317; см.: ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 136; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л-Я. С. 421).
...фимиян, и ливанъ, и ладан. — Фимиам — сочетание ароматических веществ, применяемых при церковной службе для воскурения; в фимиам входит ливан — душистая древесная смола, получаемая при надрезах коры небольших деревьев или кустарников, растущих в восточной Африке, юго-восточной Аравии и Средиземноморье, а также в Крыму и на Кавказе. Название ливан получил по названию страны. На Руси ливан стали называть ладаном.
...архаггелъ Ивоилъ... — Иоиль, но среди архангелов нет обладателя такого имени; в других списках апокрифа он назван ангелом. Порфирьев полагает, что это имя возникло по ошибке у славянского автора, который воспринял ’Iayl греческого оригинала, что означает по-еврейски Иаг Эл, Иегова Бог, как собственное имя (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 40).
...от плода тернова... — Терн, терновник, кустарник с колючими ветками; его ягоды употребляют в пищу.
...масла... — В других списках вместо масла названо млћко.
’Терние и волчецъ в дћланиих твоих да прозябнет’. — Слова Бога, проклинающего Адама после грехопадения (Быт. 3, 18).
...плача... — В списке Погодина, Нр. 1615 читается ’моча’, в Румянцева, Нр. 358 и Погодина, Нр. 1018 — ’плеча’, в Библиотеке РАН, 13, 2. 25 (Яц. 26) — ’плоча’, Румянцева. Нр. 380 — ’плача’. Порфирьев считает, что это испорченное греческое слово plaka от plax, plakos, —доска (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 212, примеч. I). Стоит уточнить, что это греческое слово означает не деревянную доску, а каменную плиту, скрижаль, его применяют, говоря о скрижалях завета, данных Богом пророку Моисею. В современном болгарском ’плоча’ — каменная доска. Поэтому можно предположить, что в апокрифе речь идет о надписи на камне, хотя сюжета о ’рукописании’ Адама в греческом оригинале нет.
...и держа у себя. — После этих слов в списке Румянцева, Нр. 358 изложена другая версия причины, почему Адам дал на себя ’рукописание’: ’А инде писано во святемъ писаньи. Адам бяше раю, славя Бога со архангелы и ангелы во свъте немерчающим; изгониму же ему бывшю из рая за преступление его, и не вћдаше того Адам, еже нощь и день преж его Богом сотворена бысть, и сћде прямо раю и плакашеся по райском житьи, И приде нощь и бысть тма, и въскрича Адам, глаголя: Горе мне, преступившему Божию заповћдь, изгнану из свћтлаго райскаго житьа, пресвћтлаго мерчающаго свћта’. ’О свћт мой пресвћтлый, — плачася и рыдая глаголаше, — уже не узрю сияниа твоего и немерчющаго свћта, ни красоты райскиа вижю. Господи, помилуй мя падшегося’. Прииде же к нему диавол и глагола ему: ’Что ся стонеши и рыдаеши?’ Адам же рече: ’Свћта ради пресвћтлаго, сокрывшагося мене ради’. Диавол рече ему: ’Азъ ти дамъ свћтъ, запишися ми рукописанием и родъ свой и чяд’. Адамъ же свћта ради дасть ему рукописание, и написа тако: ’Чий есть свћт, того и азъ и чяда мои’. И прииде день и свћт восия по всей вселенней. Дьявол же вземъ рукописание Адамле, сокры и въ Иордан под каменем, где Христос крестился’ (Памятники таринной русской литературы. Вып. 3. С. 2).
...Тигръ... — река, стекающая с гор Тавра в Армении к Персидскому заливу. В апокрифических легендах Тигр — одна из четырех рек, вытекающих из рая (Фисон, Гион-Нил, Тигр, Бфрат).
...Иерданъ... — Вероятно, в апокрифе не случайно Иордан — место покаяния Адама, ибо в Иордане крестился Христос от Иоанна Предтечи. В греческом оригинале этого фрагмента о рукописании’ Адама и покаянии Адама и Евы нет (Порфирьев. Апокрифические сказания... по укописям Соловецкой библиотеки. С. 211, примеч. 2).
...в Мадияме... — Мадиамская земля упоминается в Библии (напр., Быт. 37, 25—28, 36; 2, 15). Считается, что находилась она в Аравии (см.: Солярский. Опыт библейского словаря. Пб., 1881. Т. 2. С. 520—522).
И всегда оба скоты пасяху. — Это противоречит Библии, где пастухом назван только Авель, а Каин земледельцем, отчего они принесли Богу разные жертвы (Быт. 4, 2—8). В апокрифе убийство Авеля не мотивировано; оно предсказано Адаму, увидевшему во сне грядущие события.
...Реон... — В списке Румянцева, Нр. 380 — Ереонъ. Это название не удалось отождествить каким-либо географическим местом; оно не встречается в Библии. Порфирьев отметил, что в греческом оригинале известия о погребении Авеля вскоре после его смерти нет. Он был погребен только после смерти родителей вместе с ними.
Сиф — третий сын Адама и Евы, рожденный ими после смерти Авеля, призванный заменить его (Быт. 4, 25). Дал начало племени патриархов от Еноса до Ноя. Его праведные потомки названы в апокрифах детьми Божиими. Сиф прожил 912 лет (Быт. 5, 8). В легендах ему приписано изобретение еврейской азбуки, а его потомки изобрели астрологию (легенда приведена Иосифом Флавием в ’Иудейских древностях’ — см.: Мифологический словарь. С. 503—504).
...от древа маслична... — В библейской символике маслина (оливковое дерево) играет заметную роль — масличный лист принес голубь Ною как знак окончания потопа и обновления природы (Быт. 8, 11). Адам послал Сифа к раю за лекарством — елеем.
...всегда муж твой обладает тобою, егда же ражаеши, смертью растаишся. — В Библии проклятие Бога после грехопадения: ’Жене сказал: умножая умножу скорбь вою в беременности твоей; в болезни будешь раждать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою’ (Быт. 3, 15).
...кордила... — Написание списка Погодина, Нр. 1615, вероятно, ошибочное; в Румянцева, 358, 380,’ВАН, 13.2.25 (Яц. 26) зверь назван Горгонием; в Соловецком, Нр. 925 (1035) — крокодил, в Соловецком, Мэ 968--978 — коркодил. В греческом оригинале зверь по имени не назван (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 214, примеч. 2)
...до Суда... — до второго пришествия Христа и Страшного суда.
...три пруты. — В других вариантах апокрифа сказано, что архангел дал Сифу три ветви — певги (сосны), кедра и кипариса.
...Горусий блятъ. — В греческом оригинале сказано об Ахеронтском озере, в котором один из серафимов омыл тело Адама. В некоторых греческих рукописях вместо aherousan ошибочно было написано gerousian, попавшее в славянский перевод (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 43, 215, примеч. 5). Ахеронтское,или Ахерусийское, озеро, вероятно, происходит от Ахеронта — так в греческой мифологии называется река через которую Харон перевозит души умерших (см.: Мифологический словарь. С. 75).
...архаггелъ знаменаше гробъ... — Это действие архангела, возможно, является отголоском греческого оригинала, в котором сказано, что Бог запечатал гроб Адама треугольной печатью (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 44).
’Се рћх тебћ, яко земля и в землю поидеиш’. — В Библии слова Бога, обращенные к Адаму после грехопадения: ’Ибо прах ты, и в прах возвратишься’ (Быт. 3, 19). ’Адам’ в древнееврейском — ’земля’.
’Твоя от твоих к тебћ приносяще от всћх’. — Слова, которые произносит священник, во время литургии. В апокрифе эти слова обращены к земле, которая должна принять тело Адама.