Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
О СОТВОРЕНИИ АДАМААпокриф, рассказывающий о создании первого человека, появился в русской литературе в XII в. в составе апокрифической ’Книги Еноха’ и позже в апокрифической ’Беседе трех святителей’. В XV в. он попадает в Палеи, но читается и как самостоятельное произведение, например в сборниках монаха Кирилло-Белоэерского монастыря Ефросина. В XV—XVII вв. этот текст встречается в древнерусских рукописях в разных вариантах. Иногда он начинается с цитаты из Изборника 1073 г. из статьи ’Феодорита от того еже о Святей Троицы’ (гл. 108. Л. 245 об.), в которой говорится, что человек создан был из четырех элементов — огня, воздуха, земли и воды. Библейская легенда, вкратце сообщающая, что ’создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою’ (Быт. 2, 7), в апокрифе разрастается до подробного перечисления восьми исходных начал, послуживших материалом для творения; тело человека соотносится с частями космоса. Заключается апокриф рассказом об изобретении имени первого человека. Если в еврейской этимологии происхождение имени связано со словом adam — ’земля’ и с историей о том, как ангелы по приказу Бога приносили по горсти земли с разных мест для изготовления тела Адама, то в греческой книжности имя его стали складывать из первых букв греческих названий частей света — Anatoly — ’восток’, Dysis — ’запад’, Arktos — ’север’, Mesymbria — ’юг’. В древнерусских списках названия частей света превратились в названия звезд — Анатоли, Дисис, Артос, Месевриа, из первых букв которых образовалось имя Адам. В списках уже в XV в. эти названия искажались и перепутывались настолько, что имени из них не получалось (например, в списке Ефросина: Нафола, Машим, Брион, Адор; в списке РНБ, собр. Погодина, Нр. 1615, 1632 г.: Анафула, Анадана, Амафула, Брион). В других случаях переписчик или редактор уходил от этой проблемы, не приводя названия ни звезд, ни частей света. Апокриф о сотворении Адама привлек внимание исследователей. Разные его версии были изданы А. Н. Пыпиным (Памятники старинной русской литературы. СПб., Вып. 3. 1862. С. 12—14), Н. С. Тихонравовым (Памятники отечественной русской литературы. М.. Т. 2. 1863. С. 443—444, 448—449). В научной литературе памятнику посвящены заметки разных авторов: Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 37—38, 97—98; Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. С. 54—56, 59—61, 74—91; Барац Г. М. Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности К Летопись историко-филологического общества при имп. Новороссийском университете. Византийское отделение. Хроника. Одесса, 1894. С. 16—18; Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного: Текст, латинский перевод и исследование 8 ЧОИДР. 1910. Кн. 4, отд. 2. С. 151; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925 (фототипическое переиздание: София, 1970). С. 177, 260, 291, 297; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина —— ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 105, 185; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.. 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л—Я. С. 153—155. Самые ранние древнерусские списки произведения дошли до нас в сборниках Ефросина, переписавшего в XV в. две несколько отличающиеся друг от друга версии. Текст публикуется по списку Ефросина РНБ, Кирилло-Белозерское собр., Нр. 11—1088. Л. 279 об.—280 об. Порядок перечисления звезд в публикации изменен.
Примечания: От колика части сотвори Богъ Адама. — Заглавие не принадлежит списку Ефросина; оно взято из ’Беседы трех святителей’ (см.: Измарагд XVI в., собр. Троице-Сергиевой лавры, Нр. 794; опубликован Н. С. Тихонравовым в Памятниках отреченной русской литературы. С. 488). ...от самого Христа дохновения — душа. — В других вариантах апокрифа после этих слов сделаны дополнения: В сборнике Ефросина РНБ, Кирилло-Белозерское собр., Нр. 22— 1099: ’От земли хужши всћхъ чясти, от моря доброта, от солнца красота, от облак легота и умы мятежны, а от вћтра зависть, а от свћта мира сего то есть кротость’. В сербской рукописи XV в. из собрания Б. И. Григоровича: ’От того собра Богъ и сътвори въедину честь. И рече: Аще есть семћ от человћка того от мора, то лаком; аще есть от солнца семћ, то будеть мудр, умень; аще ли есть от облака сћме, то прћлстиво; аще от вћтра семћ, то срьдито; аще ли от камћние семћ, то будет милостиво; аще ли от Духа Света семћ, то смърено и доброволно кь въсем’ (Тихонравов. С. 443—444). В Измарагде XVI в. из собр. Троице-Сергиевой лавры, Нр. 794: ’Вопрос: На колико части раздели Богъ доброту Адамову? 1 часть даде Аврааму гостолюбство, 2 силу его даде Самсону, 3 богатство его даде Иеву, 4 лћпоту его даде Иосифу, 5 дадћ кровь его Давиду, 6 даде мудрость его Соломану, сыну Давидову’ (Тихонравов. С. 448—449). ...Михаилъ... Гаврилъ... Урилъ... Рафаилъ... — имена четырех архангелов. ...дори... — Дора (dorea — греч.) — просфора, разделенная на части, из которой во время литургии вынимается агнец. Это место апокрифа, по-видимому, не всегда было понятно редакторам. Так, уже в рукописи XV в. из собрания Григоровича оно упрощено: ’...и принесе прћд Господа. И рече Господь: Чьти, Уриле. И рече Уриль: АДАМ’. |
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |