![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Все в тобi! Рубрики![]() ![]() Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина![]() СогласыПоповцы
Беспоповцы
![]() Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка![]() Апологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц![]() Древнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме![]() ОбрядКрещение![]() ![]() |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
Эпистолярное наследие старообрядки А.Н.ПутинойЛ.Н.Новикова К вопросу о старообрядческой символике XX в. Старообрядческие письма - не такая уж частая находка в современной археографической практике. Особый интерес исследователя всегда вызывает переписка книжников - писателей, изографов, переплетчиков. Об эпистолярном наследии печорского книжника XX в, Семена Афиногеновича Носова писал М.В.Мелихов (Сыктывкарский университет) 1. Иллюстрированное письмо - факт сам по себе интересный. Пример такой приятной находки хранится в Древлехранилище Пушкинского Дома 2. Письмо от 1899 г. северодвинского крестьянина-изографа Третьякова Василия Ивановича содержит стилизованный автошарж. Переписка братьев и сестер по вере может составлять даже целые архивы. К ним принадлежат архив Т.Н.Мешалкиной и архив А.Н.Путиной, полученные археографами Института рукописной и старопечатной книги Российского Поволжья Л.Н.Точилиной, О.А.Савельевой, И.М.Грицевской в 1995 году. Это переписка двух старообрядок-спасовок. Письма были переданы Институту нижегородкой Таисией Николаевной Мешалкиной, а также получены от наследников Анны Николаевны Путиной в г. Саратове. Особый интерес у нас вызывает творческое наследие А.Н.Путиной, которая, будучи по ее словам •изографом-самоучкой•, превращала каждое свое письмо в произведение искусства. Годы жизни Анны Николаевны - ок. 1918-1990. Прадед Даниил, дед Андрей были в Саратовской губернии наставниками старообрядческой общины. Анна Николаевна с детства мечтала стать профессиональным иконописцем, но учиться не довелось. В 1939 г. •мачеха-никонианка• насильно выдала ее замуж. Анна Николаевна прилежно посещала Саратовский молельный дом, который в 50-х гг. переживает раскол. Путина, со свойственной ей нетерпимостью к другим конфессиям и согласиям, собрав единомышленников, восстает против внедрения австрийского согласия, страстно обличает и брадобритие. Для молодежи А.Н.Путина писала стихи, читала прихожанам жития святых. Всю жизнь писала иконы и безвозмездно реставрировала их. Не раз представители исполнительных органов предлагали А.Н.Путиной найти светское применение таланту - работать в театре, фотоателье. Но государственной службы она избегала, пенсию не получала, а кормилась тем, что давал яблоневый сад. Анна Николаевна вела обширную переписку с единоверцами из Казани, Ленинграда, Череповца. С Т.Н.Мешалкиной она была знакома лишь заочно. Письма, находящиеся в распоряжении Института, написаны в 1960- 1990 гг. Всего в двух архивах руке А.Н.Путиной принадлежит 113 единиц хранения. Среди ее писем - несколько лицевых. Это как бы эскизы к иконам, сделанные в разной технике: •Богородица Знамение•, •Спас Нерукотворный•, •Никола Можайский•, •Царь Давыд•. Чаще всего рисунок выполнен цветной шариковой ручкой, акварелью, гуашью. Материал писем -- листы из школьной тетради. Также архив А.Н.Путиной содержит черновики стихов, прориси, фотографии ее работ, которые часто использовались в качестве открытки. Своеобразный стилизованный почерк автора - среднее между скорописью и подражанием печатному. Письма насыщены своего рода надстрочными знаками, среди которых основные христианские символы, идеограммы, общеупотребительная эмблематика XX в. Письма начинаются традиционными для духовного эпистолярия устойчивыми формулами 3: •Мир и любовь Вам, о дорогие и любимые горлицы целомудрия! Простите ради Христа!• Концовка - традиционная для древнерусского книжника формула самоуничижения: •Простите Христа ради рабу божью Анну. Аз червь, не человек•. И бытописание, и фенологические наблюдения А.Н.Путиной, содержащиеся в письмах, облечены в высокую художественную форму и неизменно истолковываются с точки зрения высшего провидения: •Относительно продуктов у нас все есть! Фрукты, овощи свои, великий и сладчайший пастырь укры сиротство св. десницей убогих• (ИДК ВХ ;н-р117)* (* - Здесь и далее сохраняется орфография А.Н.Путиной. Пунктуация проставлена в соответствии с современными нормами). •Кедровая тайга оголенная, Ни зверя, ни птицы. За бесценок продается Китаю лес. Плачет земля и воздух и вся природа• (ИДК ВХ № 103) В письмах А.Н.Путиной часто встречаются рассуждения на тему христианской догматики и символики с привлечением цитат из Посланий Апостолов, Златоуста, Толковой Псалтири, •Альфы и Омеги•. Текст духовной беседы •о девстве•, с которой она обращается к своей корреспондентке, насыщен образными мотивами, сложившимися в христианской проповеднической литературе: •ветры искушения•, •пловцы, избегающие крушения, многих подводных камней и рифов на житейском море•. Во многих письмах помещены стихи А.Н.Путиной, прославляющие основные христианские святыни: Крест Господень, Софию-Премудрость, Богородицу, Страсти Христовы. Сама Анна Николаевна не раз упоминает в письмах, что писала •по просьбам юношества• стихи, в частности - •Избранное целомудрие•, цикл стихов о святых девственницах. Стих о святой Варваре был послан Т.Н.Мешалкиной. Но, указывая источник, А.Н.Путина несколько раз помечает: •точно истине списано с четминеи Дамаскина, преподобного Иоанна• (ИДК ВХ н-р 91). Большинство стихов - неравносложные вирши 4. Рифмуются вторая и четвертая строфа четверостишья. Рифма чаще всего грамматическая, глагольная: •взираю - отвещаю•. Но есть и более богатые: •вселенной - нетленной•, •рода - воевода•, •око - Востока•. Нередко автор сокращает •не влезающие• в строку слова - слово Антихрист (до •Анти•), некоторые причастия. Интересно то, что многие из этих стихов являются акростихами. Первые буквы четверостиший складываются, например, в строки псалмов: •Бог есть Огнь вся поядаяи. Да воскреснет бог и разидутся врази его•. Нельзя не провести здесь параллель с виршевой поэзией 1-й половины XVII в. Перестановка строф и четверостиший в некоторых акростихах Путиной не отражается на их содержании - •наборе христианских трюизмов• 5. Их можно сравнить с эпистолярным стихосложением старцев Лариона и Феоктиста. Переписка была для Путиной •творческой мастерской•, в которой она •набивала руку• в изографии и стихосложении. Это же было свойственно творчеству Аввакума: многие из его писем - наброски к полемическим сочинениям. Та же черта характерна и для упомянутых писем С.А.Носова 6. Изучение столь необыкновенного эпистолярного наследия затрагивает круг проблем. Среди них: изография А.Н.Путиной и ее литературные •источники•; а также генезис текстов в письмах. Язык писем, с точки зрения стилистической, интересен своей архаизацией. Биографические сведения содержат интересные факты из истории старообрядчества XX в. Символика и эмблематика в письмах Путиной в связи с традиционными старообрядческими толкованиями - это аспект, на котором хотелось бы остановить внимание. Позволю себе несколько цитат, объясняющих эмблематику в творчестве Ф.Скорины и С.Полоцкого. У С.Полоцкого, как указывает болгарская исследовательница Л.И.Мончева, •графическая фигура стихов усмиряет поток ассоциаций, кодифицируя одну из них•. Таким образом, •толковательное начало может реализоваться вне текста - графическо-символическим способом... Графика визуально закрепляет одно из множества значений• 7. На выражение смысла текста, его основной идеи во внешней форме (графической, эмблематической) указывает исследователь Л.И.Звонарева применительно к произведениям Ф.Скорины и С.Полоцкого 8. Графическое толкование текста или слова А.Н.Путиной осуществляется посредством надстрочных знаков, своеобразной •смысловой диакритики•. С одной стороны, такое оригинальное •декорирование• рукописей объясняется спецификой творчества художницы. Образ рождается, облеченный в словесную и изобразительную формы. Она владеет обеими знаковыми системами. С другой стороны, повышенная знаковость писем объясняется особым вниманием старообрядчества к знаку, символу. В рукописных старообрядческих сборниках XVII-XIX вв. часто встречаются толкования числовой символики, характерные для христианской традиции 9. Бурное словотворчество и символотворение XX века напитало старообрядчество новыми эмблемами и их толкованием. О таком внимании к знаку говорит Путина в своих письмах: •Отец деда говорил: •доживете, и на кредитках будут серп и молот. Жатва и необычайные войны будут. Люто истиным будет•. И когда пошли керенские с серпом и молотом, старцы восплакнули - и божество и человечество зверством заменено. Гонения, тюрьмы за св. Веру!• (ИДК ВХ н-р 69). Толкование чисел и символов пронизывает все тексты Путиной. Объяснение дается •осьмиконечию• тернового венца Христова и трисоставности креста. Объясняется символ •двадцатки• - двадцатого века, Седьмого вселенского собора. Толкования порой очень своеобразны - •двадцатка•, XX век, ассоциируется с названием •исполнительного органа•. Придавая толкованию значений графическую форму, А.Н.Путина использует довольно ограниченный набор символов и эмблем. Тематически они делятся следующим образом: 1. христианская символика - восьмиконечный крест, скрижали, книга - символ Писания; 2. •еретическая• символика - крест четырехконечный, католический крест - •крыж• с высокой поперечной перекладиной, сионская звезда; 3. эмблематика XX века, воплощавшая для советского общества •образ врага•: свастика, аббревиатура US - United States (наиболее вероятный ее источник - публикации в прессе, многочисленные политические плакаты и карикатуры на агрессивный империализм, НАТО); а также - пятиконечная звезда; 4. символы различной тематической отнесенности, а также предметные: сердце, серп, рюмка, телевизор. Лишь один образ был сложно распознаваем - это фигура, состоящая из двух треугольников и напоминающая песочные часы. В результате произведенного анализа представляется возможным разглядеть в нем абстрагированное изображение одежды - платья. По характеру функционирования •толкующих• эмблем в тексте их можно объединить в четыре формальных блока: Специфическая графика букв (см. табл.1). В рисунок заглавной буквы включается элемент христианской символики. Это происходит осознанно только в словах сакральной тематики. В словах Жертва, Живаго буква •Ж• выполнена в виде восьмиконечного креста. Также в виде креста изображается буква •Т• в словах: Троица, Тайна, Триедина, Тя (Господа). Один раз эта буква имеет вид скрижалей. Творчески развитый образ скрижалей на подставке составляет •видном• (говоря современным языком) Моленный дом - МД. Ромбический символ •славы• включается в состав букв •В•, •Н•, •X• - в словах Вашими, Надежда, Христос. В слове Осъмиконечен, как бы иллюстрируя его, восьмиконечный крест вписан в букву •О•. Блок надстрочных надписей. Этот случай находится на границе между вербальными и графическими: Исус Христос (под титлом) надписывается над вариантами •божественных имен•, чаще всего это синтагмы: Великая правда, Солнце мудрости, Мир и любовь, Вера и упование, Истинный бог, Премудрость и смирение, Царь царей. Цитируя пророчество о том, что при конце света •погаснут солнце и месяц, и испадут с неба звезды• , Путина над этим комплексом надписывает свое толкование символов: солнце - учение Христово, месяц - не крещенные, звезды - священство никонианское. Таким образом, солярно-астралъная иерархия развертывается Путиной в сложный образный мотив, иллюстрирует иерархию по отношению к •истинной вере• 10. Идеограммы (см. табл. 2). Этот блок представлен рисунком поклонения кресту 11, развернутым в письмах в своем генезисе. Образ абстрагируется, приобретая лаконичность и устойчивость, уменьшаясь в размерах до надстрочного знака. Нельзя не восхититься пластичностью фигурок этой идеограммы. Иногда головы их окружены нимбами, иногда фигурки имеют крылья, что говорит об их ангельской природе. Самый большой блок - надстрочные символы и эмблемы. Эти знаки градируются, вступают в оппозиции, комбинируются. Наблюдается развитие знака с одновременным развитием наполняющего его значения. Эмблема над строкой раскрывает значение слова, иногда сужая его, иногда распространяя, привязывая к определенному семантическому полю: скрижали над словом •вода•; Писание над словом •хлеб• привязывают слово к сакральному подтексту. Наоборот, знаки и эмблемы могут конкретизировать абстрактное значение слова: пятиконечная звезда над словами •тьма•, •противоборци•, •ненавидящие тя•; свастика над словами •лютая битва• . Некоторым известным эмблемам Путина придает свои оттенки смысла. Путем сопоставления обозначаемых слов и контекстов удалось, например, выяснить, что сердце символизирует земное, плотское, чувственное начало человека, не просвещенное истинной верой. Оно как бы воплощает метафору •пустое сердце•. Сердце с восьмиконечным крестом символизирует верность истинному учению. В противоположность этому символу, сердце с четырехконечным крестом обозначает ереси. Сравним ряды лексем и синтагм, раскрывающие смысл этих эмблем:
Для сравнения можно привести смысловое наполнение этой эмблемы у Симеона Полоцкого. Там реализуется образный мотив •сердце - Бога сосуд преизбранный• 12. Любопытно было бы проследить, насколько путинское толкование сердца, солярных и астральных символов традиционно для старообрядчества. Систематизация всех значений, вкладываемых Путиной в знак сердца, помогла раскрыть смысл •нерасшифрованного• знака, т.н. •песочных часов•. Слова, помечаемые этим символом, входят в семантическое поле •одежды•: позор, студ, нагота, одежды, одеть. Анализ промежуточных по форме знаков (сердце на треугольной подставке - •оскверненные ризы•, •песочные часы• с крестом четырехконечным - •студ•, с восьмиконечным крестом - •ризы•) позволил сделать вывод, что непонятный знак символизирует внешнюю сторону человека, его образ, его облачение. Знаки сердца и одежды, выступая в смысловой оппозиции •душа - тело•, приобретают положительную или отрицательную окраску в зависимости от наполнения (истинная вера или ереси). Восьмиконечный крест символизирует у Путиной единственную истинную Церковь. Свое отношение к другим конфессиям, •ересям•, она выражает так; •Дай Господи, чтобы не было •лютеранского креста•, •крыжа• и щепоти Антихристовой• (ИДК ВХ н-р 86). Символика четырехконечного креста, •крыжа•, свастики, •115• связывается в текстах с довольно конкретными значениями. Четырехконечный крест символизирует •никонианскую ересь•. В более широком значении этот символ выражает ложь, поскольку ставится над словами в кавычках. Значение •крыжа• - католичество и лютеранство, которое воспринимается Путиной как враждебная чужеземная ересь. Символы свастики, US употребляются в значениях, которыми их наполняла идеология 40-70-х гг: фашизм, империалистическая агрессия. А комплексы всех этих символов, выстроившись над словом в ряд, включающий и пятиконечную звезду, символизируют собою воинство Антихриста (см. таблицу).
ЗНАЧЕНИЯ СИМВОЛОВ
четырехконечный крест
широкое:
•крыж•
ряд •враждебной• символики
По рядоположенности значение •ереси• присваивается и символике свастики, US, пятиконечной звезды. Свастика, происхождение которой географически связывается автором с Германией, Австрией, метонимически присваивается •еретической• Австрийской церкви. Можно предположить, что другое ее название - Белокриницкая - не дало бы почвы для такой ассоциации. Символ гонителей веры - пятиконечная звезда - также присваивается Австрийской церкви, правда с натяжкой. Ассоциативный ряд таков: конкретная Саратовская Австрийская община имеет орган управления •двадцатку• - это тоже исполнительный орган, как и советские •тройки•. Таким образом, враждебная церковная иерархия по способу управления уподобляется безбожной власти. Ассоциация с ересью Соединенных Штатов Америки происходит по смыслу и раскрывается в контексте: •В США баптисты-иконоборцы ищут земного владычества над миром•. Кроме конкретных значений, вся перечисленная символика является выразителем мировых сил Добра и Зла - эти знаки выступают в четкой оппозиции •Христос - Антихрист•. Глобальное противостояние Воинства Истины и Воинства Антихристова наглядно представлено Путиной в одном из писем.
Противопоставленными оказываются Голгофский Крест в ромбической •славе• и свастика, пластически развитая в образ Апокалиптического Змия, происками которого, по представлению старообрядцев, посеяны в мире ереси. Это объясняет присвоение свастике смыслового наполнения типа: Печать Антихриста, диявол, геенна, бури ада, Сатана, Зверь и лжепророк прелести, Зверь и •царь воинства• земные. Фигура змея окружена числами 10, 3, 7, а крест - числами 10, 3, 9, имеющими, видимо, символическое значение. Таким образом, для Путиной ереси страшны происхождением из •вражьего• стана, своей связью с Антихристовыми происками в мире (в лице мировых агрессоров). С другой стороны, причина агрессивности врагов в их приверженности к ересям, в ненависти к истинной вере. Значение, вкладываемое в предметную символику, детерминировано воззрениями Путиной на реалии XX в. Источниками, проводниками греха и соблазнов в мире оказываются телевизор и пьянство. Их эмблематическое , изображение конкретизирует понятия, заложенные в словах: грех, соблазн, блуд, гнев, ложное учение, содома духовная, сети, дружба льстивого, хлеб печали и слез. Символ серпа, напротив, является аллегорией конца света и той жатвы, которая соберет праведников в •небесную житницу•, а грешников - плевелы - •вмечет в пекло•. Он иллюстрирует строки: •Душе моя, душе, восстани, что спиши? Конец приближается вся посякаяй•. Проводя анализ смыслового наполнения символов в творчестве А.Н.Путиной, нам приходилось отталкиваться от обозначаемых лексем и синтагм, выделяя в их значении общие семы, определяя общее для них семантическое поле. Это путь, противоположный тому, которым шел автор, обобщая, толкуя слово в символе, в символе выражая подтекст. Подобная трактовка толкований А.Н.Путиной позволила представить ее своеобразный •графический язык• как совершенно четкую, непротиворечивую и развитую знаковую систему. Подобно тому, как Симеон Полоцкий, по словам Мончевой, •визуально закрепляет идеологические акценты русской самодержавной власти: царь есть бог...• (8, с. 8), А.Н.Путина визуально фиксирует важнейшие тождества старообрядчества: •враг - еретик•, •фашизм -- советская власть -- империалисты - воинство Антихриста• и др. Любопытный аспект творчества Путиной не стоил бы такого пристального внимания, если бы не ряд причин. Во-первых, почти все ее символы и эмблемы усвоены ею из культурного и идеологического контекста XX в. и последовательно сохраняют вложенный в них смысл, лишь обогащая и развивая его. Исключение - нетрадиционное для того времени восприятие пятиконечной звезды - лишь подтверждает правило. Основные катаклизмы XX в. - Октябрьская революция, Вторая мировая война, •Холодная война• через соответствующие символы заняли прочное место во вселенском противостоянии Добра и Зла. Во-вторых, как автор А.Н.Путина целиком принадлежит своей конфессии. Ее взгляд на мир очень любопытен, поскольку выражает мировоззрение старообрядчества XX в., по-прежнему активно толкующего любую символику. Вехи, которые расставляет она, являются ценностными ориентирами для старообрядчества в нашем сложном мире. В связи с этим интересно будет проследить, как использованная ею символика функционирует и трактуется в старообрядческой традиции и в каком состоянии ее генетическая связь с народным христианством. За рамками данного исследования осталось также толкование числовой символики в письмах А.Н.Путиной. В-третьих, представление А.Н.Путиной о мире любопытно как внешнее, иное, чем официальная идеология того времени, чем обобщенное мировоззрение советского народа. Богатый материал, заключенный в двух архивах писем, может быть более полно раскрыт лишь в сопоставлении с другими источниками, он обязывает проследить и проанализировать не только внешние, но и внутренние связи его с русской поэтической традицией XVII в., с поэтическим наследием старообрядчества. Для полного понимания генетических связей произведений А.Н.Путиной неоценимую помощь оказало бы изучение ее библиотеки, а также тетрадей с черновыми материалами, обнаружение которых - прикладная задача археографов.
Примечания: ПРИЛОЖЕНИЯ: I. Таблицы Таблица 1. ГРАФИКА БУКВ
Таблица 2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВ
Таблица 3. НАДСТРОЧНЫЕ ЗНАКИ
(Доклад из сборника •Мир старообрядчества•. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. - М.: •Российская политическая энциклопедия• (РОССПЭН), 1998.)
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты ![]() ![]() |