Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

МИТРОПОЛИТ АЛИМПИЙ



Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси АЛИМПИЙ (Гусев, р. 1929 г.) - человек довольно суровый. В скромной резиденции близ столичного Рогожского кладбища он ведет строгий образ жизни монаха. С ним беседовал корреспондент АиФ Андрей УГЛАНОВ.

- Ваше Высокопреосвященство, начать хотелось бы с вопроса, который не связан с событиями сегодняшнего дня: правда ли, что старообрядцы радовались распаду СССР?

- Во всяком случае, в этом не было для нас ничего неожиданного. Если посмотреть на современную карту России, то увидим, что она находится в границах 50-60-х годов XVII в., то есть в дониконовских пределах! А все то, что было присоединено к нашей стране после никоновской церковной реформы, оказалось непрочным, не удержалось под властью правителей России.

Эта реформа принесла исконное Православие в жертву имперскому строительству. Была произведена насильственная унификация древнерусских церковных обычаев, приведение их в буквальное соответствие с теми обрядами, которые исполнялись тогда в Греции, Украине, Молдавии - тех странах, которые царь Алексей Михайлович (отец Петра I) желал включить в свою империю.

В названных мною странах весь строй церковной жизни был изменен, слишком долго находились они под османским игом и западным влиянием. А в России все сохранялось в неизменности со времен ее крещения святым князем Владимиром в 988 г. Реформаторы не понимали этого, они думали так: раз христианство принято Русью от греков, значит, все в Церкви должно быть так, как у них. В XIX в. эта греческая идея трансформировалась в панславизм - теорию о создании единого славянского государства с главенством России.

- Владыко, что вы можете сказать о самосожжениях, которыми прославились старообрядцы прошлых веков?

- После никоновских реформ государством были развернуты страшные гонения на старообрядцев. Так, в 1685 г., в правление царевны Софьи, были изданы 12 статей о раскольниках - один из самых жестоких законов в российской истории. Там был, например, такой пункт: даже если некоторые особо опасные старообрядцы присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо казнить смертию без всякого милосердия. Причем казнить через сожжение. Так в России была введена практика западной инквизиции. Естественно, от этого зверства люди бежали в леса, за границу. Были и самосожжения. Выбор-то ведь небольшой: или тебя сожгут, или ты сам себя сожжешь. Но только в первом случае перед сожжением могут пытками вырвать отречение от старой веры. Так лучше уж умереть в вере, чем предателем! По смерти-то отвечать перед Богом! Многие и поныне считают это тупым фанатизмом. Но, знаете ли, например, вы, что в 1721 г. был указ Синода, которым совершенно спокойно в каждой российской епархии (церковной области) вводились епархиальные инквизиторы, а над ними еще и протоинквизиторы? Сегодня об этом говорит только Солженицын, и мы весьма ему благодарны.

- Он старообрядец?

- Нет, но к нам относится с большой симпатией и вообще написал немало правды о церковном расколе и старообрядчестве.

- Где сегодня живут старообрядцы?

- Да по всему миру. В старообрядческой эмиграции несколько волн. Во-первых, это беженцы от гонений никоновско-петровских. Их потомки живут в основном в Румынии, их там около двухсот тысяч. По-русски говорят, сохранили славянскую внешность, древнерусское богослужение, книги, иконы и так далее. У них своя Митрополия в городе Брэила, которую возглавляет Владыка Леонтий. Очень долго жили старообрядцы в Турции, так называемые некрасовцы, но они переселились в Ставропольский край в 1960-е годы. Сейчас там несколько их сел, два храма.

Кроме того, старообрядцы-беспоповцы живут в Прибалтике и Польше. Это тоже потомки самых первых беженцев. Много староверов - выходцев из Центральной России в Сибири и на Дальнем Востоке. Там наших людей называют кержаками, по имени реки Керженец в Нижегородской области, с берегов которой их предки бежали когда-то в глухую тайгу.

Существует и волна старообрядцев - беженцев уже послереволюционных. Например, те староверы, что живут далеко от России - в Австралии, Южной и Северной Америке, - потомки тех, кто уехал в годы коллективизации. Но, как правило, эмигранты-старообрядцы отличались тем, что очень любили Россию и селиться предпочитали в сопредельных нашей стране государствах.

- Говорят, что в официальной Русской Православной Церкви есть бывшие агенты КГБ. Как эта организация использовала в своих целях старообрядчество?

- Конечно, они пытались использовать и нас, но работали с нами по-другому, чем с Патриархией. Политика была такой: старообрядчество вымрет само, если, так сказать, нейтрализовать его активных деятелей. Были запугивания, вызовы на ковер, а несколько своенравных священнослужителей в начале 1980-х годов были попросту убиты. К сожалению, ущерб от тех потерь мы ощущаем доныне.

С этим связан и еще один интересный момент. После августа 1991 года Верховный Совет России организовал комиссию по расследованию деятельности КГБ в Церкви. Она тогда обнародовала много материала. Но после событий октября 1993-го в новом парламенте комиссия возрождена не была. Более того, ее председатель Якунин был подвергнут гонениям, а соответствующие архивы закрыты. Так что история старообрядчества советского времени во многом продолжает быть белым пятном в новейшей истории России.

От редакции АиФ. 14 августа митрополиту Московскому и всея Руси Алимпию исполняется 70 лет. Крепкого здоровья и многая лета вам, Владыко! (с)

К принятию нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях - Выступление Старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Алимпия на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 1 сентября 1997 года.

Уважаемый Председатель!
Уважаемые члены Совета!
Уважаемые приглашенные!
Сегодня мы обсуждаем проект поправок к Федеральному Закону О свободе совести и о религиозных объединениях. Принятие этого Закона Федеральным Собранием существенно понизило уровень доверия в отношениях религиозных конфессий между собой, привело к тому, что межконфессиональные противоречия в России приобрели острую политическую окраску. Это касается и содержания Закона и способа его принятия.
Совсем недавно в 1990 году был принят Закон О свободе вероисповеданий. В последствии в него вносились изменения и дополнения. Совершенствование действующего Закона, по нашему мнению, и далее должно было происходить путем принятия отдельных поправок после детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Нельзя же каждые семь лет менять основополагающие законы. Тем не менее, тайно и поспешно был разработан совершенно новый закон, коренным образом меняющий всю систему отношений религиозных организаций как между собой, так и с государством. У нас создалось впечатление, что разработка основных положений нового закона производилась узким кругом людей. При этом общественность вводилась в заблуждение. Ей внушалось, что традиционные конфессии поддерживают новый Закон. Это неправда.
Что в России может быть традиционнее, чем старообрядчество? Тем не менее, старообрядцы смогли ознакомиться с текстом нового Закона только после того, как он был принят. Мы не можем согласиться с тем, что новый закон препятствует проникновению в Россию вредных и тоталитарных сект. Никак он этому не препятствует. Нужно совершенно не знать специфику религиозного сознания и историю взаимодействия государства с религиозными конфессиями в России, чтобы полагать, что усложненная процедура регистрации и получения юридического лица может помешать деятельности какой-либо секты. Юридическое лицо можно получить и многими другими способами, а в облегчении регистрации должно быть заинтересовано прежде всего само государство. Это оно должно иметь достоверную информацию о месте деятельности религиозной организации, о ее вероучении, о персональном составе ее руководства. Как же этого добиться без регистрации? Законодательство должно не мешать регистрации, а наоборот — всячески препятствовать деятельности без регистрации.
Опираясь на все вышеизложенное, мы вполне имеем право предположить, что Закон «О свободе совести» выражает узкокорыстные интересы только одного религиозного объединения, того, чьи представители работали над текстом Закона. Наша принципиальная позиция, выраженная в решении состоявшегося 15 августа сего года Совета Московской и всея Руси Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви состоит в том, что действующий Закон О свободе вероисповеданий является более приемлемым, чем новый Закон О свободе совести и о религиозных объединениях.
Однако мы понимаем, что вряд ли удастся убедить Государственную Думу отвергнуть новый Закон в целом. Поэтому мы готовы предложить наши поправки к тексту Закона О свободе совести, которые позволят изменить некоторые, наиболее неприемлемые для нас положения данного Закона. Прежде всего это касается преамбулы. Современное массовое сознание ошибочно понимает под Православием только одну конфессию, именуемую Русской православной церковью и возглавляемую Московской патриархией. Принятие преамбулы Закона в данной редакции позволит некоторым представителям власти считать Московскую патриархию привилегированной конфессией и чуть ли не государственной церковью. Поэтому мы предлагаем убрать из преамбулы перечисление конкретных вероисповеданий, оставив лишь слова традиционно существующие в России религии. Или заменить слово православие словом христианство. Или же после слова православие вставить (в том числе старообрядчество).
Нам говорят, что понятие православие автоматически включает в себя старообрядчество, обеспечивая равноправие всех считающих себя православными конфессий. Совсем не автоматически. Приведу два примера отношения государственных чиновников к различным конфессиям.
Недавно председатель одной из наших общин в Москве был вызван в прокуратуру, где ему пришлось отвечать на вопросы о том, не создает ли его община военизированных формирований, не занимается ли незаконной коммерческой деятельностью и так далее. А на его вопрос, проверяют ли таким образом все религиозные организации и, в частности, приходы Московской патриархии, ему ответили, — нет, они проверяют только подозрительные организации.
А в газете Красная звезда от 29 апреля сего года официальное лицо, отвечающее в Министерстве обороны за взаимодействие с религиозными организациями, утверждает: Нужно следовать простому правилу: контакты всех конфессий с армией в Москве осуществляются только через Московскую патриархию, синодальный отдел по взаимодействию церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
Следующие поправки. Пункт 5 статьи 3 (Никто ...не может подвергаться принуждению... к...неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений) лишает религиозные объединения права устанавливать и применять собственные правила исключения своих членов, а также допуска в храмы и поведения в них. Получается, что мы не можем исключить из членов общины или отлучить от Церковного общения недостойного человека, если он сам этого не хочет; что мы не можем не пустить в храм человека в неподобающей одежде; что мы не можем воспрепятствовать иноверцу молиться вместе с нами на литургии верных (а ведь старообрядцы не приемлют экуменизм в любых формах).
Поэтому мы предлагаем в статью 3 добавить пункт такого содержания: Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав религиозного объединения самостоятельно определять и применять правила приема в члены и исключения из членов религиозных объединений, правила допуска на территорию и в помещения, используемые религиозным объединением в культовых целях, правил поведения и соблюдения определенной формы одежды на богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.
Мы полностью поддерживаем исключение из статьи 8 положений о конфессиях общероссийского и регионального значения, а также то, что из статьи 14 должно быть убрано положение о возможности приостановления деятельности религиозного объединения до суда. Мы также настаиваем, чтобы в статьи 21 и 22 в пункты, касающиеся передачи религиозным организациям в собственность и пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после слов передается безвозмездно было добавлено в соответствии с конфессиональной принадлежностью. Это позволит прекратить порочную практику присвоения представителями Московской патриархии имущества заведомо старообрядческого происхождения (иконы, колокола и т.д.).
Мы считаем, что новую перерегистрацию проводить не нужно, так как совсем недавно закончилась перерегистрация согласно действующему закону, а если она все-таки будет происходить, то сделать ее максимально безболезненной для уже зарегистрированных законопослушных религиозных объединений. Позвольте мне поблагодарить всех присутствующих за внимание, а представителей власти, организовавших эту встречу, — за труд и терпение, с которыми они старались примирить взаимоисключающие точки зрения при выработке поправок к этому Закону.

ВЫПИСКА из протокола заседания Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви от 22 октября 1997 г.(н. ст.) ПОСТАНОВИЛИ:
1. Закон О свободе совести и религиозных организациях от 1 октября 1997 г. принять к сведению и исполнению в пределах, не противоречащих Законам Христовой Церкви.
2. Вместе с тем Освященный Собор относится с глубоким сожалением к принятию нового Закона и считает его по сравнению с предшествовавшим Законом 1990 г. осложняющим отношения как между Церковью и Государством, так и между религиозными конфессиями, раскалывающим народ по признаку отношения к этому Закону, а также несогласующимся с действующей Конституцией РФ в части статей 14, 28 и 29, в то же время слабо препятствующим агрессивности неправославного религиозного влияния.
3. Освященный Собор считает необходимым активное участие представителей Митрополии в предстоящей разработке подзаконных актов к принятому Закону в лице протоиерея Леонида Гусева и Алексея Рябцева.
4. Освященный Собор считает полезным обмен мнениями о принятом Законе и с другими старообрядческими согласиями. Для осуществления сего назначить комиссию в составе:
иерей Алексей Лопатин — ректор Духовного училища;
Рябцев Алексей Георгиевич — юрисконсульт;
Роев Евгений Потапович — референт.
Время и место проведения встречи определить по взаимному согласию.
(с)

Обращение о прекращении агрессии НАТО - ГИХСБпн! ОСТАНОВИТЬ КРОВОПРОЛИТИЕ НА БАЛКАНАХ!

На Балканы снова пришла война. Снова, как и десятки и сотни лет назад, на земле южных славян льется кровь и гибнут люди. Русские старообрядцы всегда принимали близко к сердцу беды и страдания русского народа. Старообрядцы никогда не забудут, что восстановитель святительского епископского чина старообрядческой освященной иерархии, святый исповедник митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий был изгнан турками после подавления сербского народного восстания. Русская Православная Старообрядческая Церковь призывает ослепленных гордыней властителей остановиться и не надеяться на силовой превосходство, вспомнить падение могущественных Австрийской и турецкой империй, пытавшихся установить свое господство на Балканах. Неужели мировые войны никого и ничему не научили? Опомнитесь, остановите войну, не усугубляйте вековые конфликты новой пролитой кровью.

Смиренный Алимпий, митрополит Московский и Всея Руси

30.03.1999, г.Москва Рогожский поселок, Московская Православная Митрополия Русской Старообрядческой Церкви.

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика