Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

’Сказание, как сотворил Бог Адама’ — один из древнейших апокрифов, который многими исследователями связывается с болгарской ересью богомилов, названной так по имени болгарского попа Иеремии Богомила и отразившейся в духовной жизни Древней Руси.

’Сказание’ дошло до нас в нескольких редакциях; южнославянские списки этого памятника известны с XIV в., русский текст сохранился в списках преимущественно поздних, XVII— XVIII вв.

’Сказание’ входит составной частью в апокрифический цикл сочинений об Адаме, об Адаме и Еве, о Тивериадском море и др.

В апокрифе выражен подчеркнуто дуалистический взгляд на мир и на происхождение человека. В его создании, согласно богомильским представлениям, участвовали две равные силы — Бог и Дьявол. Таким образом человек несет в себе духовное и материальное начала. Подобный взгляд на происхождение человека встречаем в ’Повести временных лет’ под 1071 годом — в рассказе о восстании волхвов, в котором исследователи видят следы не дошедшего до нас апокрифического сказания: ’Богъ мывься въ мовници и вспотивъся, отерся вћхтемъ и верже с небесе на землю. И распрћся Сотона с Богомь, кому в немь створити человћка. И створи Дьяволъ человћка, а Богъ душю во нь вложи...’

Рассказ о создании первого человека в ’Сказании’ отличается от рассказа об этом событии в Библии, где Бог создает человека по своему образу и подобию. В ’Сказании’ Бог ’строит’ человека с помощью окружающей его природы — солнца, моря, ветра, камня, огня. Дополняет это действие Дьявол, наделяющий Адама семьюдесятью недугами и выступающий, таким образом, как противоположная Богу и разрушающая сила.

Текст ’Сказания, как сотворил Бог Адама’ издается по списку начала XVII в., опубликованному А. Н. Пыпиным в ’Памятниках старинной русской литературы’. Вып. 3. СПб., 1862.

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человека, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли — тћло, 2) отъ измени — кости, 3) отъ моря — кровъ, 4) отъ солнца — очи, 3) отъ облака — мысли, 6) отъ свћта — свћтъ, 7) отъ вћтра — дыхание, 8) отъ огня — оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхотћ очи вложити во Адама, и видь его мужа измазанна; и разгнъвася Господь на диявола и нача глаголати: ’Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человћку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди’, — и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смъсивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всћхъ сквернъ, и постави собаку и повелъ стреши Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхоти на Адама напустити злую скверну, и видћ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человъка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Iсусъ изъ горнево Иерусалима, и видћ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотонъ: ’Проклятый дияволе, что сотворилъ человћку сему, почто вложилъ недуги сия?’ Тогда отвћща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: ’Аще приидетъ кая болћзнь человъку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ’. И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма свћтомъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла Господь ангела своего, повелъ взяти ’азъ’ на востоцъ, ’добро’ на западъ, ’мыслете’ на съверъ и на юзъ. И бысть человъкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богь во Адамъ 345, и бысть Адамъ царь всъмъ землямъ и птицамъ небеснымъ и звъремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя; ’Тебћ работаетъ солнце и луна и звезды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади’. И насади Господь Богъ Рай на востоцћ, и велћ Адаму пребыти а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро лћвое, и въ томъ ребръ протяже руцћ и нозћ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провидъ вознесение за полшесты тысящь лћть. И видъ Адамъ Господа распята, а Петра въ Римћ ходяща, а Павла въ Дамасцћ учаща народъ и проповћдующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасћ велицћ о провидћнии. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: ’Адаме, Адаме, повћждь ми’. Адамъ же убояся велми, не смћя Богу повћдати того видћния. И рече ему Господь Богъ: ’Адаме, Адаме!* — Адамъ же рече ему: ’Господи владыко, Тебе видћхъ на крестъ распята во Иерусалима, а ученики Твоя видћхъ ходяща — Петра въ Римћ, а Павла въ Дамасцћ, проповћдующе Твое распятие и воскресение*. И рече ему Господь: ’Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не повћдай никомуже видћния сего, дондеже увидиши мя въ Раю сћдяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме’.

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человћческое: десять лћтъ исполнится рожение, 20 лћтъ — юноша, 30 лћтъ — свершение, 40 лћтъ — средовћчие, 50 лћтъ — сћдина, 60 лћтъ — старость, 70 лћтъ — скончание.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и рћки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь лћтъ. И постави Господь Богъ двћ свћтилћ велицћ на тверди небеснћй освћтити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лћта, а будетъ просвещение на тверди небеснћй: свћтила великая въ начатокъ дни, второе свътило — въ начатокъ нощи. И звћзды постави Господь Богъ на тверди небеснћй, яко свћтити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и свътомъ.

И бысть вечеръ и бысть утро — день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацћхъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человћкомъ всея земли просвћщати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: ’Изведу воды живыхъ во вћки, птицћ перящеся по заводемъ, на тверди небеснћй’.

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: ’раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею’. А в семь бо дней обходитъ кругъ, а 7 лћтъ за всю 7000 лћтъ, и осмой тысящи нћсть конца, еще есть безконечный.

Въ недћлю, день рекомый недћля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облаwћхъ судити всему миру, иже не имать конца свћта, и воздастъ комуждо по дћломъ его.

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли — тело, 2) от камня — кости, 3) от моря — кровь, 4) от солнца — глаза, 5) от облака — мысли, 6) от света — свет, 7) от ветра — дыхание, 8) от огня — теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: ’Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят’, — и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую У ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Iсус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: ’Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?’ Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: ’Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь’. И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять ’аз’ на востоке, ’Добро’ на западе, ’мыслете’ на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: ’Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады’. Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: ’Адам, Адам, расскажи мне’. Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: ’Адам, Адам!’ Адам же ответил ему: ’Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои — Петр в Риме и Павел в Дамаске — ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение’. И сказал ему Господь: ’Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, — и ты о том поскорби, Адам’.

И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет — это ребенок, двадцать лет — юноша, тридцать лет — зрелость, сорок лет — средовечие, пятьдесят лет — седина, шестьдесят лет — старость, семьдесят лет — смерть.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной — большой светильник, обозначающий начало дня, а другой — начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И был вечер, и было утро — день четвертый.

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: ’Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах’. И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: ’Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею’.

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика