СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА
(...) Создати въ земли Мадиамстей человека, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли — тћло, 2) отъ измени — кости, 3) отъ моря — кровъ, 4) отъ солнца — очи, 3) отъ облака — мысли, 6) отъ свћта — свћтъ, 7) отъ вћтра — дыхание, 8) отъ огня — оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхотћ очи вложити во Адама, и видь его мужа измазанна; и разгнъвася Господь на диявола и нача глаголати: ’Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человћку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди’, — и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смъсивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всћхъ сквернъ, и постави собаку и повелъ стреши Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхоти на Адама напустити злую скверну, и видћ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человъка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Iсусъ изъ горнево Иерусалима, и видћ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотонъ: ’Проклятый дияволе, что сотворилъ человћку сему, почто вложилъ недуги сия?’ Тогда отвћща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: ’Аще приидетъ кая болћзнь человъку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ’. И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма свћтомъ, и обороти вся недуги въ него.
И посла Господь ангела своего, повелъ взяти ’азъ’ на востоцъ, ’добро’ на западъ, ’мыслете’ на съверъ и на юзъ. И бысть человъкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богь во Адамъ 345, и бысть Адамъ царь всъмъ землямъ и птицамъ небеснымъ и звъремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя; ’Тебћ работаетъ солнце и луна и звезды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади’. И насади Господь Богъ Рай на востоцћ, и велћ Адаму пребыти а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро лћвое, и въ томъ ребръ протяже руцћ и нозћ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провидъ вознесение за полшесты тысящь лћть. И видъ Адамъ Господа распята, а Петра въ Римћ ходяща, а Павла въ Дамасцћ учаща народъ и проповћдующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...
И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасћ велицћ о провидћнии. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: ’Адаме, Адаме, повћждь ми’. Адамъ же убояся велми, не смћя Богу повћдати того видћния. И рече ему Господь Богъ: ’Адаме, Адаме!* — Адамъ же рече ему: ’Господи владыко, Тебе видћхъ на крестъ распята во Иерусалима, а ученики Твоя видћхъ ходяща — Петра въ Римћ, а Павла въ Дамасцћ, проповћдующе Твое распятие и воскресение*. И рече ему Господь: ’Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не повћдай никомуже видћния сего, дондеже увидиши мя въ Раю сћдяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме’.
И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человћческое: десять лћтъ исполнится рожение, 20 лћтъ — юноша, 30 лћтъ — свершение, 40 лћтъ — средовћчие, 50 лћтъ — сћдина, 60 лћтъ — старость, 70 лћтъ — скончание.
И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и рћки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь лћтъ. И постави Господь Богъ двћ свћтилћ велицћ на тверди небеснћй освћтити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лћта, а будетъ просвещение на тверди небеснћй: свћтила великая въ начатокъ дни, второе свътило — въ начатокъ нощи. И звћзды постави Господь Богъ на тверди небеснћй, яко свћтити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и свътомъ.
И бысть вечеръ и бысть утро — день четвертый.
Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацћхъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человћкомъ всея земли просвћщати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: ’Изведу воды живыхъ во вћки, птицћ перящеся по заводемъ, на тверди небеснћй’.
И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: ’раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею’.
А в семь бо дней обходитъ кругъ, а 7 лћтъ за всю 7000 лћтъ, и осмой тысящи нћсть конца, еще есть безконечный.
Въ недћлю, день рекомый недћля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облаwћхъ судити всему миру, иже не имать конца свћта, и воздастъ комуждо по дћломъ его.
|
СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА
(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли — тело, 2) от камня — кости, 3) от моря — кровь, 4) от солнца — глаза, 5) от облака — мысли, 6) от света — свет, 7) от ветра — дыхание, 8) от огня — теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: ’Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят’, — и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую У ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Iсус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: ’Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?’ Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: ’Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь’. И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).
И послал Господь своего ангела, повелев ему взять ’аз’ на востоке, ’Добро’ на западе, ’мыслете’ на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: ’Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады’. Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...
Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: ’Адам, Адам, расскажи мне’. Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: ’Адам, Адам!’ Адам же ответил ему: ’Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои — Петр в Риме и Павел в Дамаске — ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение’. И сказал ему Господь: ’Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, — и ты о том поскорби, Адам’.
И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет — это ребенок, двадцать лет — юноша, тридцать лет — зрелость, сорок лет — средовечие, пятьдесят лет — седина, шестьдесят лет — старость, семьдесят лет — смерть.
И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной — большой светильник, обозначающий начало дня, а другой — начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.
И был вечер, и было утро — день четвертый.
Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: ’Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах’.
И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: ’Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею’.
А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.
В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.
|