![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Все в тобi! Рубрики![]() ![]() Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина![]() СогласыПоповцы
Беспоповцы
![]() Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка![]() Апологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц![]() Древнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме![]() ОбрядКрещение![]() ![]() |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ПИЙРИСААР”У мужика-то и праздник, что Петров день” - говаривали в старину. Испокон веков на остров Пийрисаар собирались в этот день староверы со всей округи, чтобы отметить престольный праздник.
В 1999 году Петров день совпал с Днем рыбака. И вновь, как в течение многих лет, Пийрисаар радушно принимал гостей. Среди них были представители всех 11
старообрядческих приходов Эстонии, посланцы из Риги, Нижнего Новгорода
и Москвы. Петров день, который в народе именуют - ”Петровки”, приходится на самую макушку лета. С утра жаркого воскресного дня остров Пийрисаар стал заполняться людьми: к берегу причаливали лодки, подошло по Эмайыги судно ”Polaris” из Тарту. Этот остров, насчитывающий всего 103 жителя, решением Собора старообрядческих приходов был выбран для проведения праздника не случайно. Пийрисаар - колыбель староверов Эстонии. Сюда стекались они в давние времена при переходе через Чудское озеро, отсюда - расселялись по Причудью.
Жизнь на острове - не мед. Традиционные промыслы - рыболовство и огородничество - сегодня дохода не приносят: рыболовецкие колхозы приказали долго жить, ленинградский рынок недоступен. В межсезонье, пока не установится ледовая дорога или не откроется навигация, у жителей, отрезанных от материка, возникают проблемы даже с продуктами питания. Если вспомнить еще, что трудно представить в наше время старообрядческий приход в Эстонии, в котором не было бы выходцев с Пийрисаара, то становится понятным стремление устроителей праздника поддержать островитян, вселить в них надежду на возрождение родного края.
Староверские общины рассеяны по всему свету - в Южной Америке, в Польше и США,
Румынии и Белоруссии, Турции и России. В Финляндии, где старообрядцы в основном приняли
православие, по слухам, живут даже потомки боярыни Морозовой. Многочисленны они и в Прибалтике,
особенно в Латвии (в Риге сегодня расположена самая сильная старообрядческая община в мире. Она
насчитывает 80 000 человек, располагает значительной собственностью, успешно занимается
издательской деятельностью). Среди староверов бытует два представления о будущем. Первое:
сохранить в неприкосновенности традиции и образ жизни своих предков, неукоснительно следовать
их заветам. В Сибири можно встретить семьи староверов, которые и в наши дни не едят картошку и помидоры, не пользуются даже спичками и отказываются от пенсий, считая их греховными. Это,
конечно, - крайность. Существует и другая крайность, процветающая в Америке, где в старообрядческой общине не знают уже родного языка (все книги, письмо на иконах
переведены на английский), где после службы сбрасывают с себя дедовские рубахи и бабушкины
подрясники, садятся в шикарные машины, разъезжаются про домам, чтобы жить вполне по-американски,
воспринимая вхождение в общину как своеобразное членство в клубе ”a la russе”. Избранный год назад председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии Павел Варунин (младший) исповедует другой путь. Он убежден, что невозможно законсервироваться по примеру резерваций индейцев в Америке. Чтобы выжить, необходимо, сохраняя традиции, развиваться. С этой целью организуются праздники: в 1998 году на Успение с большим успехом прошел первый праздник в Калласте, на котором городу был дарован герб и городской флаг в честь 60-летия, в 1999 году отмечали Петров день на Пийрисааре, в 2000 году планируют всеми приходами отмечать Благовещение в Таллинне. Павел Варунин говорит: ”Когда событие происходит впервые - это случай, во второй раз - это привычка, в третий раз - закономерность”. Благотворная роль этих праздников, на службы во время которых собирается столько народу, что невозможно бывает пробиться в моленную, прежде всего в том, что они привлекают молодых, возвращая им исторические корни. Союз старообрядческих приходов добился открытия в Колкья школы, которую посещают 120 человек от 6 до 50 лет и в которой по разрешению Министерства образования преподается старославянский язык. Собирается библиотека, в которой представлены редкие издания. В октябре в Тартуском университете планируется проведение международной конференции, посвященной старообрядцам, в рамках которой будет работать экспозиция из петербургского Музея религии: медное литье, лубок, иконы, живопись, резьба по дереву старообрядцев. Чтобы сохранить уникальный пласт культуры, Павел Варунин пытается организовать звукозапись обрядов староверов, хранители которых - увы! - уходят из жизни. Будем надеяться, что Kultuurkapital одобрит этот проект и выделит необходимые деньги. В планы нового состава Союза старообрядческих приходов Эстонии входит и восстановление известной в прежние времена во всем мире иконописной традиции Причудья, и реставрация моленных, и выход в свет специальных изданий, посвященных старообрядцам Эстонии. И все это - на голом энтузиазме, поскольку конфессия староверов, официально зарегистрированная в стране в 1995 г., единственная из всех конфессий Эстонии ничего не получает из бюджетных денег государства и не имеет богатых меценатов, готовых ее поддержать.
Конечно, Петров день не обошелся без светских развлечений. Разве можно в жаркий день на Пийрисааре не окунуться в Чудское озеро и не позагорать? А уж отведать копченого судака с пивом - сам Бог велел! Приехали на праздник и дети из Колкьяской школы. Перед их выступлением старейшина острова Пийрисаар Пеэп Томбет, обращаясь ко всем присутствующим, несколько раз повторил одну и ту же фразу: ”Вы все очень хорошие люди!” А потом дети в русских костюмах от всей души пели и танцевали на бывшем летном поле у пограничного поста. Им предстоит жить на этой земле и выбирать свой путь. Главное, чтобы такой выбор у них был.
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты ![]() ![]() |