Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ПИЙРИСААР”У мужика-то и праздник, что Петров день” - говаривали в старину. Испокон веков на остров Пийрисаар собирались в этот день староверы со всей округи, чтобы отметить престольный праздник. В 1999 году Петров день совпал с Днем рыбака. И вновь, как в течение многих лет, Пийрисаар радушно принимал гостей. Среди них были представители всех 11 старообрядческих приходов Эстонии, посланцы из Риги, Нижнего Новгорода и Москвы. Петров день, который в народе именуют - ”Петровки”, приходится на самую макушку лета. С утра жаркого воскресного дня остров Пийрисаар стал заполняться людьми: к берегу причаливали лодки, подошло по Эмайыги судно ”Polaris” из Тарту. Этот остров, насчитывающий всего 103 жителя, решением Собора старообрядческих приходов был выбран для проведения праздника не случайно. Пийрисаар - колыбель староверов Эстонии. Сюда стекались они в давние времена при переходе через Чудское озеро, отсюда - расселялись по Причудью.
Жизнь на острове - не мед. Традиционные промыслы - рыболовство и огородничество - сегодня дохода не приносят: рыболовецкие колхозы приказали долго жить, ленинградский рынок недоступен. В межсезонье, пока не установится ледовая дорога или не откроется навигация, у жителей, отрезанных от материка, возникают проблемы даже с продуктами питания. Если вспомнить еще, что трудно представить в наше время старообрядческий приход в Эстонии, в котором не было бы выходцев с Пийрисаара, то становится понятным стремление устроителей праздника поддержать островитян, вселить в них надежду на возрождение родного края. Празднование Петрова дня поддержали местные власти, государственная программа ”Региональное развитие” и премьер-министр Эстонии. Надо сказать, что Март Лаар как историк проявляет большой интерес к староверам, не случайно он недавно посетил с визитом остров Пийрисаар. Старики говорят, что впервые после восстановления независимости Эстонии на их землю ступил государственный деятель такого масштаба. Заинтересованность государственной власти в русских - потомственных гражданах Эстонской Республики - понятна. У староверов никогда не было конфликтов с эстонской властью. Более того, они отмечают, что расцвет их конфессии пришелся как раз на период 1920-1940 гг., когда было открыто сразу две моленные, которые в следующем году отметят свое 60-летие: в Таллинне и в Муствеэ. . Жителей Причудья многократно пытались втянуть в свои ряды самые разные политические партии, но они открещиваются от политики. У деревенского мужика других забот хватает: работа, зарплата, виды на урожай, непогода... Староверские общины рассеяны по всему свету - в Южной Америке, в Польше и США, Румынии и Белоруссии, Турции и России. В Финляндии, где старообрядцы в основном приняли православие, по слухам, живут даже потомки боярыни Морозовой. Многочисленны они и в Прибалтике, особенно в Латвии (в Риге сегодня расположена самая сильная старообрядческая община в мире. Она насчитывает 80 000 человек, располагает значительной собственностью, успешно занимается издательской деятельностью). Среди староверов бытует два представления о будущем. Первое: сохранить в неприкосновенности традиции и образ жизни своих предков, неукоснительно следовать их заветам. В Сибири можно встретить семьи староверов, которые и в наши дни не едят картошку и помидоры, не пользуются даже спичками и отказываются от пенсий, считая их греховными. Это, конечно, - крайность. Существует и другая крайность, процветающая в Америке, где в старообрядческой общине не знают уже родного языка (все книги, письмо на иконах переведены на английский), где после службы сбрасывают с себя дедовские рубахи и бабушкины подрясники, садятся в шикарные машины, разъезжаются про домам, чтобы жить вполне по-американски, воспринимая вхождение в общину как своеобразное членство в клубе ”a la russе”. Избранный год назад председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии Павел Варунин (младший) исповедует другой путь. Он убежден, что невозможно законсервироваться по примеру резерваций индейцев в Америке. Чтобы выжить, необходимо, сохраняя традиции, развиваться. С этой целью организуются праздники: в 1998 году на Успение с большим успехом прошел первый праздник в Калласте, на котором городу был дарован герб и городской флаг в честь 60-летия, в 1999 году отмечали Петров день на Пийрисааре, в 2000 году планируют всеми приходами отмечать Благовещение в Таллинне. Павел Варунин говорит: ”Когда событие происходит впервые - это случай, во второй раз - это привычка, в третий раз - закономерность”. Благотворная роль этих праздников, на службы во время которых собирается столько народу, что невозможно бывает пробиться в моленную, прежде всего в том, что они привлекают молодых, возвращая им исторические корни. Союз старообрядческих приходов добился открытия в Колкья школы, которую посещают 120 человек от 6 до 50 лет и в которой по разрешению Министерства образования преподается старославянский язык. Собирается библиотека, в которой представлены редкие издания. В октябре в Тартуском университете планируется проведение международной конференции, посвященной старообрядцам, в рамках которой будет работать экспозиция из петербургского Музея религии: медное литье, лубок, иконы, живопись, резьба по дереву старообрядцев. Чтобы сохранить уникальный пласт культуры, Павел Варунин пытается организовать звукозапись обрядов староверов, хранители которых - увы! - уходят из жизни. Будем надеяться, что Kultuurkapital одобрит этот проект и выделит необходимые деньги. В планы нового состава Союза старообрядческих приходов Эстонии входит и восстановление известной в прежние времена во всем мире иконописной традиции Причудья, и реставрация моленных, и выход в свет специальных изданий, посвященных старообрядцам Эстонии. И все это - на голом энтузиазме, поскольку конфессия староверов, официально зарегистрированная в стране в 1995 г., единственная из всех конфессий Эстонии ничего не получает из бюджетных денег государства и не имеет богатых меценатов, готовых ее поддержать. ”В конечном счете бесконечно внешне леса стоят и небеса...”, - сказал поэт. Это понимаешь, когда попадаешь на остров Пийрисаар. Может быть, это и составляет красоту жизни, самое дорогое, что в ней есть? Кажется, что все приехавшие на праздник Петрова дня (среди них редактор нижегородской газеты ”Старообрядец” Сергей Рудаков, научный сотрудник Московского государственного университета Елена Агеева, один из лучших знатоков знаменного распева рижанин Сергей Пичугин, заведующая отделением русской и славянской филологии ТУ Ирина Кюльмоя) испытали это чувство. Праздник длился целый день. Прихожане вместе с гостями отслужили по всем канонам, с крестным ходом, службу в молелной и литию на двух старообрядческих кладбищах. Замечательно, что на Пийрисааре в этот день работала съемочная группа кинорежиссера Пеэтера Сийма, которая запечатлела не только весь этот уникальный обряд, но и просветленные лица стариков в старинных костюмах, старательную готовность следовать традициям совсем юных прихожан. Конечно, Петров день не обошелся без светских развлечений. Разве можно в жаркий день на Пийрисааре не окунуться в Чудское озеро и не позагорать? А уж отведать копченого судака с пивом - сам Бог велел! Приехали на праздник и дети из Колкьяской школы. Перед их выступлением старейшина острова Пийрисаар Пеэп Томбет, обращаясь ко всем присутствующим, несколько раз повторил одну и ту же фразу: ”Вы все очень хорошие люди!” А потом дети в русских костюмах от всей души пели и танцевали на бывшем летном поле у пограничного поста. Им предстоит жить на этой земле и выбирать свой путь. Главное, чтобы такой выбор у них был.
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |