Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ



        Исповедуете ли Вы Православие? (02/11/98)

Да я исповедую Древлеправославную Веру и являюсь православным христианином. Если более конкретно, я убежден в абсолютной правоте старообрядчества, Старообрядческой Церкви. Вопрос собственно церкви очень сложен в старообрядчестве. В этом отношении я придерживаюсь единоверческого взгляда. Я не вступаю (пока) в какой-то один из старообрядческих согласов. Соблюдаю старообрядческие ритуалы, молитвы, формулы веры как это принято в единоверии, то есть в том ответвлении нашей церкви, которое признает справедливость и полномочность старообрядческих ритуалов, соблюдение древних православных чинов. (c) (c) (c)

Очень важна тема Единоверия. Несмотря на очень сложное отношение к ней со стороны самих староверов, традиционно считающих это уловкой МП против них. На самом деле история Единоверчества, напротив, представляет собой стратегическую линию привития Старой Веры (подлинного Православия к древу синондальной Церкви).

Сам Никон после низложения молился по Старым Книгам, Иоанн Неронов занимал единоверческую позицию. Позже вся дашковская инициатива (разгромеленная Бироном) по восстановлению Патриаршества на Руси была по сути криптостарообрядческой и единоверческой. К этой группе дашковцев принадлежал и мой предок Савва Дугин (обезглавлен западниками за Веру и любовь к Родине в СПб). Позже среди единоверцев возникли идею сестрообрядчества, т.е. расмотрения различных толков и согласов Старой Веры как ответвлений Единой Церкви. Нигде в староверческой среде нет такого универсализма и такой терпимости, как в Единоверии, при полной солидарности с концептуальными, эсхатологическими и обрядовыми положениями Древлего Благочестия.

Не следует понимать Единоверие как еще один соглас или как хитрую стратегию Мп по перевербовке раскольников. У МП сейчас и своих проблем хватает -- одни зарубежники, меневцы, укаинцы-самостийники, кочетковцы и внутренние скандалисты чего стоят. На самом деле, Единоверие есть процесс -- процесс внутрицерковной консервативной революции -- не просто назывной, смутной, но конкретной, обрядовой, бытоисповеднической, иеро-исторической, национальной, эсхатологически заостренной.

Я убежден, что только в ЕДИНОВЕРИИ КАК В ПРОЦЕССЕ есть перспективы для оздоровления РПЦ, возможность вернуться на твердую незублемую почву, вне которой наша Церковь обретается с сконца 17-го века. Все больше иерархов понимают эту необходимость, как понимали ее в начале века все церковные вожди РПЦ от патриарха Тихона до еп. Андрея (кн.Ухтомского). Тот в РПЦ, кто стоит на жестко анти-старообрядческих позициях, тот рано или поздно обнаружит свою расколничью антинаицональную, сектантскую сущность.

А то, что сами староверы не проявляют к этому проекту положительного интереса, можно понять. Столько веков гонений, столько всего пережито, что переступить это не просто. Перед Старой Верой официоз должен искренне покаяться, должен заслужить прощение. И не важно, что сторонники истины в меньшинстве, слабы и внешне жалки, а наследники губительного конформизма относительно процветают и богатеют. В том и нравственность Христианства, что презирает она внешний блеск, а почитает внутреннюю Правду.

Следует уточнить, что надо понимать под Единоверием. На самом деле, в русском религиозном контексте это понятие имеет однозначное толкование. Это не эзотеризм и не попытка сочетать синкретически различные Традиции. речь идет об особой формы исключительно РУССКОГО ПАРВОСЛАВИЯ, где признается и практикуется СТАРЫЙ ОБРЯД, где службы и ритуалы совершаются по дониконовским образцам, где строго соблюдаются нормы дореформенного ПРАВОСЛАВИЯ, которое существовало на СВЯТОЙ РУСИ.

Никон все же сложнее, он не просто урезал сакральность, он способствовал нарушению пропорций Святой Руси. В чем-то он был близок хлыстам - Новый Иерусалим и т.д. Это очень по-монтанитски, по-мюнцеровски. Питерим Нижегородский, активнейший никониянин и гонитель старообрядчества был саваофом хлыстовского корабля, кружился вовсю, другими срамными вещами занимался, а староверов ненавидел, так как считал, что именно они ветхозаветные, разрывают благодатную возможность затрубить в трубушку на радениях, говорят, что все кончено, что уже ничего нет...

ЕДИНОВЕРИЕ - это ПРАВОСЛАВИЕ, причем строгое, ортодоксальное, догматически и ритуально наследующее ЦЕРКОВНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДАНИЕ. ЕДИНОВЕРИЕ есть фактически СТАРООБРЯДЧЕСТВО, только с одним исключением -- ЕДИНОВЕРИЕ признает эффективность передачи таинсвта священства и в МП и является состоавной частью РПЦ. Единовреческие иереи рукопологаются от РПЦ (в те периоды, когда в ЕДИНОВЕРИИ огтсутсвтует арихиерейские степени).

Признавая историческую и духовную правоту Аввакума и его последователей, ЕДИНОВЕРИЕ исповедует несколько иную экклесеологию, не наставиая в отличие от всех староверческих согласов на еретической природе пореформенной, никонианской Церкви. Разделя в общих чертах эсхатологические позиции СТАРООБРЯДЦЕВ ЕДИНОВЕРИЕ не делает окончательного вывода относительно фатального сотосния мира, России и Русской Церкви, утверждая, что все мы можем (или по меньшей мере должны) старться все исправить (С Божией помощью), защищая Церковь, Православие,Государство, Народ от реального антихриста, который вполне проявлен внеправославных ересях и особенно на сатанинском Западе.

К ЕДИНОВЕРИЮ довольно скептически относятся сами старообрядцы (разделенные впрочем на отдельные согласы, считающие друг друга - как и РПЦ -- в свою очередь ересями), полагая, что ЕДИНОВЕРИЕ есть уловка господствутющей Церкви для соблазнения Древлеправославных, чтобы они покинули раскол. В определенные периоды русской истории такой роли ЕДИНОВЕРИЯ нельзя отрицать. НО есть и обратная позиция -- многие завзятые никонианские преследователи и гонители БРЫНСКОЙ ВЕРЫ (так уничижительно никониане называли ревнителей древлего благочестия), видели в ЕДИНОВЕРИИ лишь разновидность СТАРООБРЯДЧЕСТВА с особым решением вопроса о иерархии и передачи священства.

На рубеже XIX - XX веков ЕДИНОВЕРИЕ привлекало лучших пастырей РУССКОЙ ЦЕРКВИ и в той или иной степени к нему тяготели вожди РПЦ начала века , как только бремя романовского официоза ослабло. Выдающимся детялем ЕДИНОВЕРИЯ был епископ АНДРЕЙ (кн. УХТОМСКИЙ). Но определенные шаги в этом направлении делали и патр. Тихон, и Антоний (Храповицкий) и митр. (позже патр.) Сергий (Страгородский). Самые разные фигуры русской церковной истории тяготели к тому, чтобы в чрезвычайных условиях ХХ века преодолеть драму раскола РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

ЕДИНОВЕРИЕ есть активный путь по преодолению раскола, но не через компромисс, а через всеобщую, общецерковную, общенациональную метанойю. На сегодняшний день ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ храмов в России не много. Один из самых ортодоксальных центров находится в МИХАЙЛОВСКОЙ СЛОБОДЕ (настоятель храма игумен о. ИРИНАРХ). Добраться можно от м. ВЫХИНО на автобусе, следующем в сторону Бронниц.

Недавно о.Кирилл (Сахаров) высказал любопытное замечание относительно того, что в МП происходит повышение интереса к Старой Вере из-за повышения количества попов-великороссов, тогда как до определенного момента подавляющее число иереев МП традиционно состояло из малороссов. Это исторический факт, начиная с раскола, а при Прокоповиче существовали правила вообще не позволяющие великороссам стоновиться архиереями, так как тогда еще было живо осознание геополитической подоплеки раскола (старовер=великоросс).

Автокефалия малороссийской церкви вывело многих кремней никонианства из игры, и создались объективные предпосылки для духовного москвоцентризма. Не исключено, что такой единоверческий эволюционный процесс сможет создать в РПЦ принципиально новый расклад сил. Все это назревало на соборе 1917-1918 годов (в предсоборных документах), к этому возвращались архиепископ Андрей (Ухтомский), патр. Сергий (Страгородский), Поместный Собор РПЦ 1971. Показательно, что на последних совещаниях Патриарх Алексий II дал недвусмысленное указание иереям крестить всех трехпогружательно, причем желательно по полному (т.е. по СТАРОМУ) чину. Также на послденем заседании Синода митр.Кирилл озвучил стратегию на активизацию контактов РПЦ со старообрядцами. Это очень важный процесс. (c)

        Принимая утверждение о том что Православие является полноценной Традицией - практиковались ли (практикуются ли ) в контексте Православной цивилизации т. н. традиционные науки (астрология, алхимия, оперативная магия)? Совместимы ли Православие и занятия оперативной магией (если да то какой )? (26/07/99)

Верно поставленный вопрос. Дело в том, что геноновско-эволовская реконструкция традиционного общества берет за образец (или точнее, приоритетено исследует) западное общество и его версии сакральных наук. В Православной цивилизации были сакральные науки, но несколько иные. Хотя мы знаем, что поставленные перед проблемой сохранения именно сакральной цивилизации выговские староверы обратились именно к Луллию и европейскому герметизму, а в Московской Руси апокрифические астролого-магические тексты были очень распространены.

Однако не следует искать здесь прямых аналогий, так как каждая сакральная цивилизация имеет свои особенности. Возьмем архитектуру. В Древней Руси процветали ремесла древесного стоительства. Эти ремесла и связанные с ними предания, обряды и техники восходят к самой изначальной цивилизации гиперборейского типа, где доминировало дерево и где не использовалось камня или железа. Если искать у русских стрителей не аналогов масонских ритуалов и доктрин, но особого православно-гиперборейско-славянского сакрального комплекса, мы обнаружим потрясающую картину.

То же самое относительно домашней утвари, бескрайнего цикла крестьянских обрядов и поверий. Иеро-космос русской деревни - это огромный мир, со своими соответствиями и системами взаимосвязей, со своей фонетической кабалой и своими иероглифами, впечатанными в плоть окружающего мира.

В Русской Православии особенно в почитании местных икон и местных святых заложено великое знание о небесно-земных соответсвтиях, математические формулы, касающиеся тайн священного пространства и священного времени. Но это в отличие от западных традиций нуждается в выработке особой методологии, уникальной, но имеющей безусловные параллели с методиками западных традиционалистов.

В моих книгах содержатся первые попытки глобально подойте к этой проблеме, но это только предварительные шаги. Аналогии с методиками западных традиционалистов нам очень помогут, но надо ясно осознать всю специфику сакрального контекста Руси и Русского Православия. (c)         Был я недавно в Липовании. Деревни к камышах с мостками вместо тротуаров и каналами - вместо улиц. Едва ли не все из камыша, даже кирпичи, из которых делают дома... Дунайские плавни - это второе по величине болото в Европе. Староверы пришли с Полесья в Плавни... Но Чернобыльский соглас - это маленькая группка староверов. Важнее Ветка (там же поблизости и Стародуб). Вроде, Емельян Пугачев там был перед восстанием. И т.д. (13/12/1999) (c)

Дунайские плавни - это второе по величине болото в Европе. Староверы пришли с Полесья в Плавни... Обратите внимание. Староверы связаны с эсхатологическими местами. Почему? Потому что маршруты их движений связаны с миграцией плавающей Москвы, бегствующей от Нового Российского Вавилона. На Ветке был большой центр беспоповцев. Тайна звезды Полынь была явлена только староверам. Не исключено, что чернобыльский толк нечто гораздо более глубокое и тайное, чем кажется. Чтобы адекватно исследовать старообрядчество необходимо обладать инструментарием, которым сами старообрядцы не обладают. Еще в меньшей степени обладают им, естественно, никонияне или внешние исследователи-историки. Арктогейская методология - традиционализм+ сакральная география+москвоцентричная третьеримская катехоническая историософия -- дает необходимые ключи.

Ку говорил, что наш форум посещает специалист по Чернобылю. Это видимо Юрий. Так вот очень важно было бы собрать историко-археологический материал по этому месту. Ономастику, топонимику, арехологические экскавации. Историю названия, дату. С другой стороны : имена и фамилии тех, кто решил строить атомную станцию именно там. Кто-то недавно заметил, что ядерные объекты Совдеп строил возле святых мест. Причем обратите внимание - основатель Саровской пустыни,естественно, отнюдь не Серафим, но Иоанн Саровский. А это имеет самое прямое отношение к истории старообрядчества.

О липованах. Так называются русские староверы, бежавшие в Румынию. Болота издревле были сакральными местами. И совершенно необязательно чисто негативными. Есть целая метафизика болот. Мне, например, этот пейзаж более всего симпатичен. Сырость, мгла и рассасывающася под ногами почва. Очень живое и архаическое пространство по своей структуре. Там только и можно сегодня жить. Прекрасно понимаю населения Плавней... А камыш - это древнейший символ человека. Сквозь него дует Дух, а сам он ничто. Болотная свирель.

        Если бы произошло невозможное и Коммунизм вновь возродился бы(я имею ввиду именно тот марксистско-ленинский материалистическо-атеистический Коммунизм,а не какую-нибудь новую или преображенную идеологию типа Маркс минус Фейербах и т.п., вернулись бы Вы вновь к жёстко антикоммунистической Третьей Позиции или же напротив, приветствовали бы это как возрождение одного из подвариантов национал-большевистской метаидеологии? (12/12/1999) (c)

Конечно, даже у самой малой секты есть ортодоксия, но исторически это все же совершенно теряется. Это материал для узких специалистов. Но даже не всякий специалист по расколу сможет слету догматически опознать кимрских староверов-филлиповцев, последователей штанного толка, от филлиповцев нештанного толка (в Кимрах был собор относительно допустимости и недопустимости ношения штанов современного покроя, по этому вопросу мнения разделились). Третий путь, фашизм и марксизм послезавтра - это штанные и нештанные филлиповцы. История идеологий имеет свои закономерности. Мы сегодня оперируем понятиями Рим, Византия, Египет, игнорируя нюансы. Плевать на гиксосов или религиозную революцию жрецов Аммона. Египет и все. В Византии долгое время правили императоры-иконоборцы, но Византия - это синоним иконопочитания. Иначе погрязнем в деталях.

Представьте, что например староверы-бегопоповцы на основании своего несолгасия с Белокриницкой иерархией стали бы называть себя антибелокриницикими... Особенно такая самоидентификация была бы сомнительной в условиях гонений со стороны общего врага. Разные толки Старой Веры не идут в расчет перед лицом радикально иного. В каком-то смысле между атеистом-материалистом, мусульманином шиитом, старовером, никониянином и евреем-восточником, если они отвергают НМП вообще нет разницы. Это - МЫ. С другой стороны - ОНИ, точнее, он, духовный антихрист.

        Как можно объяснить то что у многих примитивных народов (главным образом в Африке, Австралии, Америке) инициации (пубертантные, знахарей, шаманов и т.д.) проходят с гораздо большим драматизмом (распятия на деревьях, выбивание зубов, уединение в безлюдные места, боль, кровь) и обладают гораздо большей длительностью чем их (возможно поверхностное сравнение) аналоги в исторических (авраамических) религиях (обрезание младенцев - да еще и под наркозом сейчас, etc).? Вслед за Элиаде не будем говорить о примитивности архаических культур и о более тонкой душевной организации европейского (современного) человека. тогда как соотнести драматизм инициации с ее истинностью? Какая модель (драматичная или спокойная (духовная - но духовная ли) изначальна для традиционных культур и какую можно считать продуктом деградации? (28/07/1999) (c) (c)

Вы не помните, как Вас крестили? Обряд Крещения в современном ПРАВОСЛАВИИ (никонианство и остальные ереси не в счет) занимает около двух часов. Это настоящая драма с борьбой против зла и обретением света. Раньше крестили только взрослых. Если Вы крещены обливательно (не трехпогружательно) Вы все равно. что некрещенный или крещенный еретическим крещением. Приходите к единоверцам (в Михайловскую слободу) для восполнения крещения итли к староверам ждя перекрещивания и увидите, что это за обряд. Настоящая глубинная потрясающая инициация. Теперь за дело. Полунощницу по утрам, павечерницу по вечерам, и по воскресеньям и праздникам на службу. Галстука не носить, желательно носить русские рубахи с пояском и смазные сапоги. Бороду, само собой, не брить.

        Читая авторов-традиционалистов иногда не можешь отделаться от ощущения, что имеешь дело с чем то не очень однородным идеологически - блестящие интуиции, фрагменты многообещающего мировоззрения смешаны с вещами гораздо более частными, второстепенными, а иногда и с мифологией (в плохом смысле этого слова) или атавизмами (?) оккультизма. Как относится традиционализм к философской рефлексии? Как можно было бы оценить следующую максиму: Настало время выделить теоретизирующий, абстрактный уровень традиционализма, как мировоззрения (не отметая ту конкретику, которая уже есть, но все таки не может его заменить). На мой взгляд в этом направлении сделаны первые шаги (традиционализм как язык, о контринициации и т. д.) Но ГРАММАТИКА этого языка (образно выражаясь) - еще не разработана?. Хотя грамматика метаязыка современности разработана противниками весьма неплохо. (12/02/1999) (c)

Все абсолютно верно. Традиционализм как данность - это далеко не достаточно. Западный генонизм(эволаизм) и совсем уже позорный шуонизм - примеры того, во что может выродиться блестящее начинание. У моих друзей староверов есть тезис старообрядчество без старообрядцев. Очень занятное наблюдение. Одно дело - великая доктрина, другое дело горстка недоумков, от ее имени выступающих. ТО же самое справедливо и для традиционалистов: традиционализм без традиционалистов. Кстати, нечто подобное было уже и у самого Генона. Грамматика метаязыка Традиции -- это наше задание. Это вверенная нам миссия. Здесь сделано крайне мало. Но на что тогда мы?

        По расколу я, мягко говоря, не спец. Однако, могу заметить, что неистинная вера часто подвергается расколу дальнейшему. Например, именно католичество в дальнейшем породило всех протестантов, от лютеран до мормонов и адвентистов седьмого дня. Так же и старообрядцы – сначала делились на поповцев-беспоповцев, а потом и вовсе хлысты да молокане начались. Если не прав – поправьте. (30/09/1999) (c)

Сходство староверов-беспоповцев с протестантами мнимая. Это отдельный большой вопрос. К нему вернемся. Староверие - это крайний полюс восточной Церкви, протестантизм - крайний полюс западной. Между этими полюсами много общего, но все с обратным знаком. Я где-то писал о интерпретации Роша, Мешеха и Фувала применительно к России у диспенсациалистов и федосеевцев в Щите Веры.

        Хотелось бы услышать мнения по-поводу соответствия Традиции и Христианства. Бог есть любовь, не убий, ..и нет в Нем никакой тьмы. В Традиции, Пути Левой Руки как-то все по-другому и как-то этому противоречит? (01/02/99)

1. Бог есть Любовь - загадочная фараза, не имеющая ничего общего с банальностями морали.

Авва Дорофей трактует формулу Возлюби искреннего своего яко сам себе и Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, свем разумением своим, т.е. две первые заповеди, на примере круга с центром. Христиане - те, кто идет по лучу от периферии к центру. В центре Бог, притяжение к нему есть Любовь, и Его к нам и взаимно нас к Нему. Лучи сходятся в одной точке, чем ближе к Центру, тем ближе лучи между собой, чем дальше от Центра, тем и друг от друга дальше. В этой полярной логике обе заповеди технически почти совпадают: стремясь сблизиться с искренним в его наиболее сущностной, духовной стороне, мы приближаемся к Центру. Стремясь сблизиться с Центром, видим как все ближе к нам остальные идущие по своим лучам с разных концов круга, даже с противоположных нашему личному.

Обратите внимание: вне лучевой динамики центростремительного Пути нет Любви, нет искренних. Оставаясь на периферии, существо утрачивает христианское качество и вместе с ним человеческое достоинство, становится жертвой тьмы кромешной, поскольку периферия круга и есть граница с тьмой внешней или кромешной, т.е. лежащей вовне круга, за его кромкой.

Ясно, что такая картина не имеет ничего общего с вульгарным пацифистским сентиментализмом, который сопровождает профанированное моралистическое изложение (и понимание) сложных и парадоксальных, элитарных Евангельских истин, ведь в Евангелии речь идет об обращении Бога Слова к избранным. Истинные православные христиане и есть элита, соль земли.

2. Не убий - изначально одна из 10 экзотеричеких формул иудейской религии. Она имела довольно ограниченное значение, аналогичное обычным предписаниям социальных правил поведения. Нельзя убивать, нельзя красть, нельзя жить без прописки, нельзя пьяным шататься по улицам и в таком роде.
Показательно, что сами иудеи, которые возвели экзотерические, юридически социальные нормы (второстепенные у других народов) в культ, первыми и единственными совершили не просто убийство (этим полон весь Ветхий Завет), но Богоубийство, т.е. самое страшное преступление. которое только можно себе представить. Всякий, кто абсолютизирует относительное правило, далет истинно Абсолютное относительным.

Христианство в отличие от иудаизма традиция полноценная, и эзотерическая и экзотерическая, мораль здесь играет относительную роль. Морализация христианство связано с его вырождением в западных псевдохристианских ересях - типа католичества и особенно протестантизма. Отсюда идет дегенерация светлой Традиции.

Православие в значительной степени сопротивлялось духу морализаторства. Но до поры до времени. В начале сдалась Византия. Потом через 200 лет в расколе пала Русь. Отсюда десакрализация (и неизбежная морализация, профанация) Русского Православия. Продуктом этого процесса является РПЦ никонианского образца. Старообрядцы - защитники полноценной Православной Веры не знают морализма. У них (т.е. у нас) строгое соблюдение обрядов, верность доктрине и символике, но никакого сентиментализма, никакого нравственного индивидуалистического насилия и социального террора, свойственного протестантизму, католицизму и никонианству (с его навязчивым духовничеством). При этом показательно, что с моральной точки зрения именно староверы, которые не делают на этом никакого особого акцента, гораздо чище и добротнее, агрессивных проповедников морали, среди которых патологически большое число извращенцев, носителей темных и низких пороков, стяжателей, лицемеров.

Как и в случае иудеев с их автономизированной моралью - чем жестче акцент на второстепенном моральном элементе, тем чудовищней будет его отрицание именно у тех, кто на этом настаивает. Пример: предельные моралисты пуритане, квакеры и т.д., приехавшие строить в Америке суперморалистическое общество, кончили порнографической империей, полным атеизмом, лаксизмом и т.д. Нечто подобное зреет во всех моралистических формах вырождения Традиции.

Чудовищный (и трагический) пример этого - состояние современной РПЦ. Примеров не привожу, псуть каждый сам додумается.

Единственное спасение РПЦ от этого тлетворного западнического духа - незамедлительное признание исторической и иеро-исторической правоты Аввакума и его последователей, покаяние и совместный, общецерковный поиск возврата к истинам дораскольного, до никонианского (т.е. подлинного)Русского Православия. Логичнее всего, если это будет проходить в рамках Единоверия, понятого как путь от РПЦ к Старой Вере (а не наоброт как раньше). Попутно Церковь очистится от огромной массы откровенной сволочи - последователей Меня, Егора Гайдара, Кочеткова и остального показательно антихристового, еретического навоза. Кстати, где-то должны отвалиться и новые умники, новые русские дьяконы, гиперпрофаничсекие, пронизанные никонианским ressentiment`ом радонежцы (основатель этого кооператива - еврей-кэгэбэшник родом из Одессы, понятной ориентации, бывший организатор перестроечных выставок сомнительного содержания - неслучайно такие одиозные, искусственные типы возглавляют столь же искусственный церковный консерватизм) и даже патриотические, но экстравагантно тупые подводники-фундаменталисты.

3. И нет в Нем никакой тьмы... Бог - абсолютен, превыше всех определений. Он есть Свет, но Свет не есть Он. Поэтому святой Григорий Палама говорит о Боге, как о тьме превысшей света. Все подлинно священное - не только сам Бог, но и все, что в той или иной степени к нему приближено - обладает парадоксальным качеством продоления противоположностей. Только человеческий рассудок и человеческая мораль, на нем основанная, видит все в двоичном коде - свет - тьма, добро - зло, да - нет, один - ноль. Так действует компьютер. Но Христос посрамил мудрость мира. Того, о чем повествуется в Евангелии, просто не может быть. И это одно из доказательств истинности свтого повествования.

4. Путь Левой Руки специфическое направление духовной реализации. В нем подчеркивается относительность моральных барьеров и социальных ограничений. Цель - такая же как и во всех иных формах духовной реализации. Цель - высокая. Но в определенные периоды времени, когда фарисейский дух - не убий в устах нераскаянных богоубийц - захватывает все, необходимо, увы, доказать эту относительность не просто через ее аскетическое преодоление в уединенном, анахоретическом бытии, но и более спектакулярно. Эта особая традиция в византийском и русском Православии была известна как подвиг юродства. В исламе есть эзотерическая линия маламатья. Интересно, что в раннем хасидизме также есть аналогичные направления, очень схожие с византийской юродской традицией тайных святых.

Христианство отрицает примат двоичного мышления, т.е. превосходство рассудка. Тот, кто не способен выйти из-за границ двоичного кода, за границы расудка, отрицает сущность Христианства.

        В круге, который Вы упомянули, находятся те, кто не стал жертвой тьмы кромешной. Но в нем ведь не только православные христиане? Ведь такие люди как Рене Генон тоже избраны. Как узнать избранного, чтобы учиться у него? Если такой человек нарушает относительные заповеди типа не убий, как узнать что на самом деле он это делает во имя абсолютной заповеди возлюби Господа? (03/02/98) (c)

Когда мы говорим о конкретной традиции -- в данном случае о Православии -- то имеет смысл оставаться только в ее рамках. Колесо, о котором говорит авва Дорофей, это Православная Церковь. Вопросо о Геноне в данном случае лучше вынести за скобки, так как дальнейшее выяснение позиций приведет к неудобным формулам, потребуется корректировать Генона вместе с тем, чтобы донести безусловный позитив, у него наличествующий, до ничего не желающих знать ортодоксов. Впрочем, в Метафизике Благой Вести сделано уже очень много. Лучше остановиться на том, чтобы заимствовать у Генона основную парадигму, не вдаваясь с нюансы. ОН абсолютно прав по существу. В каком-то смысле вопрос о спасении мусульман и т.д. не наше дело. Наше дело - утверждение метафизики нашей собственной Православной Веры, и соответствующая ей духовная реализация (движение по лучу к полюсу-Слову).

        Всякий, кто абсолютизирует относительное правило, делает истинно Абсолютное относительным. Как же добиться чтобы РПЦ не абсолютизировала относительное? Она-то считает, что Истина на ее стороне, а не на стороне Аввакума? (03/02/98) (c)

Католики считают, что истина на их стороне. Протестанты -- что на их, мормоны убеждены в своей правоте, а Свидетели Иеговы не сомневаются, что только они - Церковь. Мало ли, кто во что верит. Богословская, иеро-историческая и обрядовая правота старообрядцев доказана самим развитием событий и объективным научным исследованием проблемы в трудах даже никонианских атворов конца XIX начала XX века. Подробно вся история изложена в Русском старообрядчестве Зеньковского.

Это настолько очевидно, что митрполит Сергий, а также Поместный Собор РПЦ 1971 (при патр. Пимене), отменил Клятвы Собора 1666-67 годов, как неадекватные. А эти клятвы служили богословским ориентировм для синодальной церкви в течение нескорльких столетий. Жестокие гонения на староверов, тотальная десакрализация Руси с Петром и прочими петрушками Романовыми, утрата глубинного, эзотерического и метафизического измерения в РПЦ - все это объективные факты, которые никониане не признают именно по той причине, что это заставило бы их совершить колоссальный духовный, интеллектуальный, исторический и нравсвтенный подвиг. Вне обращения к Старой Вере, до раскольному Православию нет и не может быть возрождения Русской Православной Церкви. Но в ней очень мало сил, которые всерьез заинтересованы в возрождении. Огромная масса клерикального чиновничества, православные бизнесмены, облепившие клир, зацикленные на монархизме и жидоедстве консерваторы, откровенные интеллигенствующие выродки-мондиалисты, архивариусы, полубезумные дамочки в возрасте, утратившие социально-психологические ориентации и перемежающие беседы с духовниками и сеансы психоанализа плюс откровенный конформизм новых русских, обязанных стоять со свечкой, крестить своих режетонов, венчаться с хищными тетками и спонсировать местный приход, чтобы не остать от других - весь этот духовный мусор ни к какому возрождению не готов. Они спокойно мирились с Советами, теперь, бурча, приспосабливаются к условиям атлнатистской колонизации, лобызаются с агентами влияния США. Кое про какие вещи я не хочу даже упоминать.

Есть, конечно, вполне приличные люди. Простые верующие. Есть прекрасные и искренние батюшки, болеющие за Церковь.

Но в нашем случае необходимы религиозные фигуры болшого масштаба - хотя бы сопоставимые с иерархами РПЦ начала века -- патр. Тихон, еп. Андрей (Ухтомский), митр. Антоний (Храповницкий), тот же митр. Сергий (Страгородский). Что интересно - все перечисленные фигуры придерживались разных, часто конфликтных взглядов на судьбы Русской Церкви, делали самые разные политические выборы. Но все они прекрасно сознавали необходимость пересмотра отношения к старообрядчеству, которео стало насущной потребностью сразу же, как только ослаб, а затем полностью спал, гнет царской синодальной политико-религиозной цензуры.

Они были нормальными, аутентичными православными иерархами, понимающими объективную потребность в непротиворечивой, убедительной экклесеологической модели Русского Православия.

Сегодня вместо этого высшие посты занимают либо безразличные бюрократы, либо кликуши.

Надо накупить Зеньковского (он, кстати, сам был никониан, зарубежник) и раздавать приходским попам, а потом просить комментариев.

Если мы сами не начнем активно действовать, то никто и ни с какой стороны нам не поможет возродить истинную Православную Веру, Русскую Веру, Старую Веру, Вечную Веру.

        Замечу, что если Вы ознакомитесь с взглядами диакона А.Кураева на тему оккультизма в Православии, то думаю, что вы тут же обратно поменяете отношение к Кураеву на отрицательное. Полагаю, что если бы Кураеву стало всерьёз известно такое явление, как Традиционализм он немедленно написал бы по этому поводу ругательную, полную злобы книгу. По крайней мере, Метафизику Благой Вести он точно не читал – тогда бы уж точно помянул столь значительный труд. Выскажу личное впечатление: чтение трудов о. Андрея Кураева вызывает эффект засОрЕния (мягко говоря) мозгов. (02/08/99) (c)

В дискуссии ниже приведены антистарообрядческие пассажи Кураева. В них заметно его обращение к интеллигенции. Таков же и стиль его книг Сатанизм для интеллигенции и т.д. А Старообрячество, якобы, не даст интеллигенции вздохнуть. На самом деле, Старая Вера намного более свободна и открыта в духовных вопросах, чем казенное никонианство, об этом много написано у Эткинда применительно к деятелям Серебряного Века, и подтверждается моими наблюдениями за средой староверов -- половина молодых прихожан Рогожского храма либо эволаисты, либо почитатели Мамлеева, либо анархисты, либо сторонники Батая, либо крайне правые ... Колоссальный разброс авангардных позиций и никакого давления. Обрядовый ригоризм в Старой Вере органично сочетается с колоссальной немыслимой в МП духовной свободой. В старообрядчество сегодня идут самые крепкие и самые радикальные. Как при Совдепе самая крепкая нонконформная молодежь тянулась к РПЦ, когда это было еще не безопасно. Это раз.
Два: интеллигенция у последовательных КР вызывает чувство определенной брезгливости, и ее расслабленный демагогический истеричный дух едва ли сочетается с героической исповеднической жестко нонконформистской позиций старообрядцев. В этом мы также близки. Поэтому, безусловно, значительной части интеллигентских слюнтяев путь к Старой Вере заказан. И за них никто и не собирается биться. Пусть они разрываются между рериховщиной, отцом Андреем или даже круглобедрым лысым семитиодом Кургиняном. Как сказал православный Иоффе (сериал-киллер из Белозерской зоны) прах пред Господом, не сожалею о них, сожалею о другом...
В любом случае позиции о.Андрея меняются. Может быть, и в этом вопросе что-то изменится. Повторяю, из нашей встречи и из просмотра программы, у меня сложилось и укрепилось мнение, что он, скорее, союзник, чем противник. У каждого свои среды и свои методы. Каждый хорош на своем месте. Тот, кто читает Генона и генонистов, выступает активно,эффективно и публично против НТВ и НМП, против современного мира, наш соратник, в отличие от шлепни, шипящей по углам (даже правильные или радикальные вещи).

        Старообрядчество - это русское традиционное (традиционалистское?)подполье, своего рода Сопротивление. Это утверждение можно, конечно, оспорить. Традиционализм, как известно, не признает полумер и компромиссов, иначе превращается в подслащенный вариант не слишком-то убедительного спиритуализма. Любое исключение меняет плюс на минус и делает из Инициации контринициацию. Старообрядчество отступило. В религиозном смысле. Оставим в стороне крайне малоубедительные потуги РПСЦ и Древлеправославной церкви на апостольскую наследственность. Обратим внимание на исключительный креативный потенциал беспоповцев -это ли православие? Все эти местечковые дрязги между согласиями - свели на нет всю ценность первоначального сопротивления и имеют к Православию отношения ровно столько, сколько AMORC к Плотину. В политическом смысле. Ну, тут и за примерами ходит далеко не надо - в семидесяти процентах войн старообрядцы воевали против русского правительства. Где же тут верность? Кроме того, старые правила, безусловно, древнейшие никонианских, сейчас столь глубоко обросли русским колоритом, что вряд ли могут претендовать на Универсальность, являющуюся необходимым компонентом Традиции. Имеют ли ценность такие союзники? С другой стороны, я согласен, что официальная Церковь, никонианцы вовлечена в предательскую деятельность не меньше. Нужно инициатическое, традиционалистское Православие - где искать? (05/08/99) (c)

Проясню некоторые важнейшие доктринальные моменты.
1. Есть три фундаментальные категории общество сакральное (=Традиция), общество религиозное (полу-традиционное полупрофаническое) и общество современное (обмирщвленное). Подробнее изложение этого в моих лекциях в Новом Университете. Там объясняется смысл различий.
2. Религия есть частная версия сакрального, редуцированная, промежуточная, предполагающая дуализм (почти противопоставление: сакральное - профаническое). В религиозном обществе в отличие от сакрального общества (основанного на дуальности -- эзотерическое=инициатическое=внутреннее и внешнее=экзотерическое) дуальность состоит в паре религиозное -- профаническое.
3. Случай христианства особый. Это инициатическая Традиция до эпохи Вселенских соборов, далее в Византии это тысяча лет сакрального общества с религиозным уклоном, а на Западе с Карла Великого это активное стремление к дуализму религия-профанизм. Точка завершения этого процесса перехода Западного мира от сакрального христианского (пост Вселенских соборов) вида общества приходится на 1054 - великая схизма.
4. Далее в Византии параллельно Западу сохраняется еще 400 лет сакральное общество, но по Флорентийской Унии объявляется курс на окончательный разрыв. Что любопытно заметить по ходу -- при византских узурпаторах и иконокластах, не смотря на совершенную неправославность долгих периодов и династий византийской истории (вопреки религиозной ереси иконоборческих императоров) сакральный характер общества сохраняется. В этом проявляется нетождественность религиозгной ортодоксии нормам сакральности. Разные вещи. Хотя и не совсем разные. Религия - частный и довольно нетипичный случай сакральности. См. Метафизику Благой Вести в части, трактуюшей авраамизм, манифестационизм и креационизм.
4. Московская Русь как Третий Рим (это не просто метафора - это иеро-исторический догмат, бывший действительным с 1456 по 1652 годы, до этого бывший возможным (преддействительным), и снова ставший возможным (но уже пост-действительным) после раскола.
5. Итак. Московская Русь как наследница Византийского сакрального общества, как часть этого общества до падения Царьграда и как единственное закономерное продолжение его после падения Царь-града (ЕДИНСТВЕННОЕ), есть образец сакрального общества под знаком Православия. Т.е. Это сакральное общество христианское и православное.
6. Параллельно двухсотлетию Московского царства уже и греки (Фанар) и другие восточные (не говоря о католиках) не представляют собой законченного православного сакрального общества. Они вписаны в иной контекст, в котором религиозное обособленно от нерелигиозного (или инорелигиозного). Греческое православие после конца Царьграда это религиозная линия, существующая в сакральном исламском обществе на особых правах. В этом турецком, агарянском мире мы имеем дело с иным типом сакрального общества, где доминирует исламская религиозность.
7. Раскол есть момент окончания сакрального христианского православного общества во всем мире. Больше его не существует. Никонианская послераскольная Россия есть общество несакральное, обмирщвленное с доминацией религии. Это совершенно иная вещь и я бы сказал это совершенно иная Церковь. Типологически ситуация напоминает Запад, где сходен баланс. Ситуация в России уравновешивается наличием пассивно архаических низов и активно архаических, не принявших разделения, староверов.
8. Множество толков - это множество рукавов сакрального общества, отказавшихся следовать по предложенному прокрустову руслу десакрализации. Старообрядчество - это жест отказа. В этом смысле показательна нетовщина - Спасово согласие. Решительное НЕТ, сказанное десакрализации! Расхождения между толками - признак того, что огромная часть компонентов сакрального общества осталась вне сферы внимания катастрофического пост-раскольного богословствования. Дмитрий Ростовский, причисленный к святым никонианами, равномудр с поручиком Ржевским (советую почитать О Расследование о Брынской раскольничей вере; его радакция Четьих Миней скалькирована с польской папежской кичевой ахинеи, все чудесное и все составляющее соль реального сакрального православного Предания, тщательно вымарано.) А уж какой великий иконописец Ушаков, я сравнение придумать затрудняюсь.
9. Вопрос: является ли старообрядчество при этом прямым синонимом Традиции? Ответ не может быть определенным. Корректнее всего было бы утверждать, что Старообрядчество, Древлепрравославие есть стойкая многовековая защита Традиции и нормативов сакрального общества православного типа - со своей спецификой. Если мы верим в единственность православной Истины, это значит очень и очень многое.
10. Отношение староверов к никонианско-синодально-романовской России типологически подобно отношению нынешних национал-патриотов к ельцинскому режиму. Крайние беспоповцы или некрасовцы, утверждающие полное превращение Москвы в Вавилон подобны анпиловцам, солидарными чуть ли не с Дудаевым, лишь бы против Ельцина. Более умеренные -- поповцы подобны людям из Завтра. Они за Россию, когда речь идет о внешних врагах, но жестко против еретиков-никониан-ельцинистов на внутреннем плане.
11. Итак. РПЦ МП есть религия, она адаптирована к условиям несакрального (профанического, атеистического или даже инорелигиозного - хотя этого Бог, к счастью, нас миловал)общества. Староверие есть героическое и нонконформное сакрального общества с доминацией Православия, что гораздо шире. Точнее - старообрядчество доктринально постулирует фундаментальный факт вселенского значения: сакральное общество православного типа отслоилось от единства со всем русским обществом, стало ему в оппозицию. Это точно соответствует знамению антихристовой эры.
12. Предлагает ли Старообрядчество выход? И да, и нет. Оно постулирует катастрофичность ситуации и обосновывает свой диагноз. При этом эта критика не является нигилистической (как в случае с протестантизмом), но сакрально и иеро-исторически обоснованной. Сравнение идет между тем, что имеем и тем, что ИМЕЛИ (и потенциально можем иметь). Тезис ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РОДИНЫ.
13. Во Франции или Илалии ХХ века, где жили и обретали традицоналистский стержень Генон и Эвола исторически, онтологически и актуально была аболютно иная ситуация, которая наложила неизгладимый отпечаток на европейский традиционализм на фоновом уровне. Отпечаток глубочайший, нерефлектируемый самими традиционалистами. Отпечаток на уровне парадигм. Разбор всей ситуации дан в МЕТАФИЗИКЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ, в статье КОНТРИНИЦИАЦИЯ и других моих текстах. Специально о соотношении идей Эволы и русской Традиции написана моя статья на французском. Она есть на сети, но уже не помню где.
14. В полноценном сакральном обществе есть континуальность между эзотеризмом и экзотеризмом в рамках единого поля. Генон отрицает наличие христианского экзотеризма и он частично прав применительно к Западу. Но не прав применительно к православному Востоку. Существует православный экзотеризм. Это симфония властей и византизм. Сакральное общество имеет эзотеризм и экзотеризм единой модели. В каком-то одной части симфония безнадежно нарушается. Справа, Никон и особенно злосчастный собор 166-67 годов разрушили гармонию. Попытка восстановления эзотерического измерения осущестивлась в старчестве, формальные элементы экзотеризма существовали и в цезаре-папистской романовской модели. Староверы же стремились отстоять дораскольный синтез, где на Руси православный эзотеризм и экзотеризм пребывали в полной гармонии. Надо при этом учитывать специфику христианской традиции, не разводящей формально и организаицонно эзотеризм и экзотеризм вообще (как в шиизме).
15. Старообрядчество не данность, это задание. Это живая основа для нашего автохтонного традиционализма. Но это не сам традиционализм.
16. Вся тема представляется мне крайне важной.

        Моя (не знаю как назвать, подруга что-ли...)носит крестик четырехконечный с изображением распятого Христа.Он наложен на еще один четырехконечный крест. Там не изображены титла и подножие. Она утверждает, что купила его в церкви. Допускается ли ношение такого нательного креста? (26/12/2000) (c)

Православным нательным крестом, получаемым в Святом Крещении -- обязательно трехпогружательным, является восьмиконечный крест с титлами и подножием. Такие кресты - мужские и женские - продают в Старообрядческих церквях. То, что продают у никониян, может быть каким-угодно, даже католическим.
Но мало нормальный крест одеть, надо еще быть правильно крещенным, посещать старообрядческие (или единоверческие) службы, соблюдать посты, вычитывать павечерницу и полунощницу, не голосовать за демократов, не посещать Мак Дональдс, всячески вредить атлантистам и т.д. Одного, даже правильного креста мало.
Но тот, что на вашей подруге, явная халтура, а не крест, уважаемый.

        Летом я имел удовольствие получить от Александра Гельевича Дугина подробный ответ на мой вопрос о традиционализме Православия и Старообрядчества на форуме Традиция. Помнится, речь зашла о по-настоящему традиционном Православии. И вот недавно я перечитывал словарь по Старообрядчеству, изданный издательством Церковь пару лет назад. И попалась мне упоминание об интереснейшей общине - о единоверцах-катакомбниках. То есть, об единоверческой Церкви, не признавшей сергианской РПЦ и ушедшей в подполье. Там рассказывается о том, что эта община (вернее две общины) были более замкнуты, чем большинство старообрядческих организаций, не принимали внешнего мира и существовали в глубоком подполье. Возможно, у кого-то из присутствующих на форуме найдется более подробная информация. А я вот о чем задумался - не схожа ли эта позиция, может быть в самых общих чертах, с позицией, занимаемой Александром Гельевичем? Эти две церкви, насколько я могу судить из весьма краткой словарной статьи, занимают радикально нонконформистскую позицию, защищая и храня в неприкосновенности основы старообрядчества, однако, при этом, чисто формально подчиняются иерархии катакомбной Церкви, существование которой (иерархии), впрочем, представляется мне совершенно условным. То есть, тем самым, эти Церкви входят в Единую, Собороную и Апостольскую Церковь, существование которой, в свою очередь, не зависит от земных факторов, условий мира сего, как то: войн, революций, смен власти и тому подобной мелочи. Любопытно, что одна из этих Церквей связана с деятельностью кн.Ухтомского, мечтавшего о воссоединении Русской православной Церкви (имеется в виду, как вы понимаете, не РПЦ МП!) в ходе торжественной церемонии на Красной площади. Интересно, что этот потомок Рюриковичей, ставший единоверческим епископом, странным образом избежал внимания традиционалистов... (14/03/2000) (c)

Бывший князь и архиепископ Уфимский о. Андрей (Ухтомский) был выдающимся деятелем Единоверия. Но перед Революцией эта идея Единоверия витала надо всеми высшими иерархами РПЦ. К ней благоволили и патр. Тихон, и митр. Антоний и даже будущий митр. и сталинский патр. Сергий (Страгородский, снявший первым клятвы со старообрядчества). Иерархия, возводимая сегодня к катакомбникамв целом ставит больше вопросов, чем дает ответов. Одна из ветвей выродилась в т.н. богородичное братство, современный малоостроумный вариант неохлыстовства. Другие, называющие себя, андреевцами, возводят иерархию как раз к катакомбному Единоверию кн. Андрея. Эти данные с трудом могут быть верифицированы. История одного из иерархов современных андреевцев Амвросия Сиверса, очень напоминает некое переиздание графа Калиостро на русско-советский манер. Ни с чем,кроме довольно сомнительных подделок в этой области я не сталкивался лично. Сама тема очень интересная. о.Андрей (Ухтомский) мне очень близок. Современное Единоверии переживает трудное время. Насколько я могу судить самым адекватным его деятелем является сейчас о.Иринарх, настоятель храма в Михайловской Слободе. Но это Единоверие обычное, не экстравагантное. Здесь, действительно, соблюдаются все тонкости Старого Обряда. Особенно, когда на службе присутствует уставщик и головщик Георгий (Савельев). Буду признателен, если кто-то из участников форума поведает о катакомбном Единоверии и об андреевцах нечто большее. Вспомнил, что старообрядческий активист (Елисей Елисеев), австриец из Владовостока рассказывал, что в Сибири сейчас много людей называют себя андреевцами, хотя на самом деле, это все те же бредовые рериховцы. Впрочем духовные отбросы всегда паразитируют на великих и важных вещах.

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика