Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
КИТЕЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ (СВЕТЛОЯР)
Мельников (Печерский) описывает в В лесах празднование Аграфены Купальницы
(летней Владимирской) на Светлом Яре. Там речь идет о загадочном
старообрядческом сборнике Летописец, распространенном в окрестных
старообрядческих скитах Керженца. Так как тмеатика Китжеа имеет самое прямое
отношение к инициатическомук сюжету о НЕВИДИМОМ ГРАДЕ, о центре мира, о городе
Ив, о Царе Мира (см. связи у Генона) и т.д., то любые детали здесь крайне
важны. Даже история, приведенная у Мельникова о медведе-вратаре Китежа и
волшебной чарусе, многого стоят.
Имеет смысл отыскать все, имеющее отношение к китежскому Летописцу.
ЛЕТОПИСЕЦ О УБИЕНИИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА
(извлечение из текста Китежского летописца)
Книга, называемая Летописец. В лето 6646(1138) сентября в 5 день (В
другом списке - В лето 6676-е(1168) месяца июня в 12 день) Святой благоверный
князь Георгий Всеволодович был сыном святого великого князя Всеволода, во святом
крещении Гавриила, а великий князь Всеволод был сыном князя Мстислава и внуком
равноапостольного Владимира Киевского и самодержца Русской земли. Благоверный
же князь Георгий Всеволодович был правнуком святого и великого князя
Владимира.
Святой же и великий князь Всеволод начал княжить в Великом Новгороде. И
тогда возроптали на него новгородцы и сказали, что князь их не крещен, а
владеет ими крещенными, и изгнали его. Он же пришел в Киев к дяде своему
Ярополку и рассказал ему о том, за что изгнан был новгородцами. Он же, узнав обо
всем, дал ему Вышгород. И тогда умолен был псковичами княжить у них, и пришел к
ним во град Псков, и воспринял вскоре святое крещение изнаречен был Гавриилом.
И пребывал он в великом пощении и воздержании, и прокняжив одно лето, отошел в
вечный покой в (лето-?) 6671(1163) году, февраля в 11 день. И погребен он был
сыном своим князем Георгием, и были чудеса многие от святых его мощей.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего
благоверного князя Гавриила прибыл на престол отца своего по просьбе
псковичей. (Было это в лето 6671-е). И изволил великий князь Георгий
Всеволодович ехать к великому князю Михаилу Черниговскому, и поклонился святой
князь Георгий благоверному Михаилу и сказал ему: - Здрав будь благоверный и
великий князь Михаил на многие лета! Сияй благочестием и верою христовой и
уподобься прадедам нашим и пробабке нашей благоверной и великой княгине Ольге,
которая обрела себе избранного и честнаго бисера Христа и веру его пророков
и святых апостолов и отцов, а также христолюбивому царю и равноапостольному
прадеду нашему царю Константину.
И ответил ему благоверный князь Михаил: - Здрав же будь и ты,
благоверный и великий князь Георгий, что пришел ко мне с благим советом и не
завистным оком. Что приобрел от зависти дед наш Святополк, который восхотел
владеть городами и убил братию нашу благоверных князей Бориса и Глеба... Господь же прославил своих святых угодников, а на предлежащее
возвратимся. Сказал же благоверный князь Георгий благоверному князю Михаилу: -
Дай мне грамоту, чтобы в Руси нашей строить по городам церкви Божии и города.
И сказал ему благоверный князь Михаил: - Как хочется , так и сотвори, если
хочешь церкви Божие созидать во славу и хвалу пресвятому имени божьему. За
это доброе твое изволение мзду приимешь в день пришествия Христа.
И пировали духовно много дней. И когда захотел отправиться в путь великий
князь Георгий, тогда благоверный великий князь Михаил повелел грамоту написать
и свою руку приложил к грамоте и отпустил его с честью. И когда приехал
великий князь Георгий в Новгород, то повелел строить церковь во имя пресвятой
Богородицы в лето 6672(1164). Из Новгорода же поехал в свой город Псков, где
преставился отец его благоверный князь Гавриил, псковский чудотворец. А оттуда
поехал к Москве и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой Богородицы
(и приснодевы Марии в лето 6672-е). И поехал из Москвы в Переяславль Залесский
и в город Ростов. В то время был в Ростове-граде великий князь Андрей
Боголюбский. И повелел князь Георгий в городе Ростове церковь строить во имя
же Успения пресвятой Богородицы (в лето 6672-е), месяца мая в 23 день. Начав
копать рвы под основание храма, обрели лежащие там мощи христова святителя
Леонтия епископа - ростовского чудотворца, который обратил людей в веру
Христову и крестил их от мала до велика. И возрадовался радостию великое
благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему таковое многоценное
сокровище, и отпев молебен, повелел князю Андрею Боголюбскому ехать во град
Муром и строить церкви.
Сам же великий князь Георгий поехал во град Ярославль, что стоит на
берегу реки Волги, и севше в струг, поплыл вниз по Волге. И пристал к берегу в
Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его. И стали все люди молить
князя Георгия, чтобы внёс в город образ пресвятой Богородицы, чудотворной
иконы Федоровской. Он же по просьбе их повелел петь молебны и, когда хотел
нести тот образ в город, то он не пошёл и с места ничуть не сдвинулся. Так все
увидели изволение владычецы, которая сама избрала себе место. Велено было на
том месте устроить монастырь.
Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу,
и вторую реку именем Санду, и 3-ю Саногту, и 4-ю Керженец. И приехал к озеру
Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу
озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща
дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и
животворящего креста Господня, 2-ю церковь класть во имя Успения пресвятой
Богородицы, а 3-ю в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить
иным праздникам, а также образа написать.
И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100
(150)саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673(1165) месяца мая в
1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30
сентября 1676). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа
повелено было смерить сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и
намерили 100 поприщ.
Благоверный князь Георгий воздал славу Богу и пресвятой Богородице
Федоровской и по окончании службы той поехал в путь в прежереченный свой град
Псков. Народ же, расцеловав его, с великой честью проводил его. И достиг он
града, и пребывал много дней в молитве и посте и во бдении, и много милостыни
раздавал нищим и вдовицам и сиротам. И прожил лет 70 и 5, и было лето
6747(1239) (думаю, что здесь ошибка, по смыслу - в лето 6707 - В.К.), когда
попущением Божьим из-за наших грехов пришел воевать на Русь нечестивый и
безбожный царь Батый. И разорял он города и сжигал огнем церкви Божие, людей
мечу предавал, а малых детей предавал ножу, молодых девиц блудом осквернял. И
плач был великий.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько
плакал. И помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и
пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча
великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и
побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и
много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город.
Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из
града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ
и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия
во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же не вытерпев мук,
указал ему путь. Нечестивый же ехал за ним следом и, когда подошел ко граду,
то напал со множеством своих воинов и взял Большой Китеж, что на берегу озера
Светлояра. И убил благоверного князя Георгия месяца февраля в 4 день, и
выехал вон из града нечестмвый царь Батый. А после его были взяты мощи
благоверного князя Георгия и погребены с честью...
И после разорения того запустели те города Малый Китеж, что стоит на
берегу Волги, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет
Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежнии времена такое
бывало".
КОМЕНТАРИЙ
Китежский летописец был создан старообрядцами Нижегородского
Заволжья. Он относится к памятникам позднего летописания (17-18 вв.).
Летописец вошел в состав нижегородской Легенды о граде Китеже, а в
сохранившихся списках озаглавлен, как правило, Книга глаголемая летописец.
Легенда о граде Китеже формировалась в течение почти двух столетий:
1. полулегендарное повествование с летописно-житейскими чертами о жизни и
подвигах великого князя Юрия Всеволодовича;
2. повесть-апокриф - Повесть и взыскание града сокровенного Китежа...;
3. производное от повести Послание от сына к отцу из оного
сокровенного монастыря....
По 1 черпались известия из древних источников владимирских, псковских,
нижегородско-городецких.
Образ Г.В. соединил черты трех русских князей Юриев - псковского Юрия,
который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия
Долгорукого (ум.1157 г.) и собственно Ю.В.
Валерий Павлович Макарихин
Новгород земли низовской 1994
...мать Ю.В. - Мария, дочь ясского князя Шварна(Сварна).
Владимирская - Белая Русь, Залесская.
Град Китеж, сост. Морохин
Один из самых известных ранних публикаций Китеж на Свет-
лоярском озере в N12 Учено-литературного журнала
Москвитя-
нин за 1843 год. - гражданином семеновским Мелединым.