Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

КИТЕЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ (СВЕТЛОЯР)



Мельников (Печерский) описывает в В лесах празднование Аграфены Купальницы (летней Владимирской) на Светлом Яре. Там речь идет о загадочном старообрядческом сборнике Летописец, распространенном в окрестных старообрядческих скитах Керженца. Так как тмеатика Китжеа имеет самое прямое отношение к инициатическомук сюжету о НЕВИДИМОМ ГРАДЕ, о центре мира, о городе Ив, о Царе Мира (см. связи у Генона) и т.д., то любые детали здесь крайне важны. Даже история, приведенная у Мельникова о медведе-вратаре Китежа и волшебной чарусе, многого стоят. Имеет смысл отыскать все, имеющее отношение к китежскому Летописцу.

ЛЕТОПИСЕЦ О УБИЕНИИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА
(извлечение из текста Китежского летописца)
Книга, называемая Летописец. В лето 6646(1138) сентября в 5 день (В другом списке - В лето 6676-е(1168) месяца июня в 12 день) Святой благоверный князь Георгий Всеволодович был сыном святого великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, а великий князь Всеволод был сыном князя Мстислава и внуком равноапостольного Владимира Киевского и самодержца Русской земли. Благоверный же князь Георгий Всеволодович был правнуком святого и великого князя Владимира.
Святой же и великий князь Всеволод начал княжить в Великом Новгороде. И тогда возроптали на него новгородцы и сказали, что князь их не крещен, а владеет ими крещенными, и изгнали его. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и рассказал ему о том, за что изгнан был новгородцами. Он же, узнав обо всем, дал ему Вышгород. И тогда умолен был псковичами княжить у них, и пришел к ним во град Псков, и воспринял вскоре святое крещение изнаречен был Гавриилом. И пребывал он в великом пощении и воздержании, и прокняжив одно лето, отошел в вечный покой в (лето-?) 6671(1163) году, февраля в 11 день. И погребен он был сыном своим князем Георгием, и были чудеса многие от святых его мощей.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Гавриила прибыл на престол отца своего по просьбе псковичей. (Было это в лето 6671-е). И изволил великий князь Георгий Всеволодович ехать к великому князю Михаилу Черниговскому, и поклонился святой князь Георгий благоверному Михаилу и сказал ему: - Здрав будь благоверный и великий князь Михаил на многие лета! Сияй благочестием и верою христовой и уподобься прадедам нашим и пробабке нашей благоверной и великой княгине Ольге, которая обрела себе избранного и честнаго бисера Христа и веру его пророков и святых апостолов и отцов, а также христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину.
И ответил ему благоверный князь Михаил: - Здрав же будь и ты, благоверный и великий князь Георгий, что пришел ко мне с благим советом и не завистным оком. Что приобрел от зависти дед наш Святополк, который восхотел владеть городами и убил братию нашу благоверных князей Бориса и Глеба...
Господь же прославил своих святых угодников, а на предлежащее возвратимся. Сказал же благоверный князь Георгий благоверному князю Михаилу: - Дай мне грамоту, чтобы в Руси нашей строить по городам церкви Божии и города. И сказал ему благоверный князь Михаил: - Как хочется , так и сотвори, если хочешь церкви Божие созидать во славу и хвалу пресвятому имени божьему. За это доброе твое изволение мзду приимешь в день пришествия Христа.
И пировали духовно много дней. И когда захотел отправиться в путь великий князь Георгий, тогда благоверный великий князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте и отпустил его с честью. И когда приехал великий князь Георгий в Новгород, то повелел строить церковь во имя пресвятой Богородицы в лето 6672(1164). Из Новгорода же поехал в свой город Псков, где преставился отец его благоверный князь Гавриил, псковский чудотворец. А оттуда поехал к Москве и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой Богородицы (и приснодевы Марии в лето 6672-е). И поехал из Москвы в Переяславль Залесский и в город Ростов. В то время был в Ростове-граде великий князь Андрей Боголюбский. И повелел князь Георгий в городе Ростове церковь строить во имя же Успения пресвятой Богородицы (в лето 6672-е), месяца мая в 23 день. Начав копать рвы под основание храма, обрели лежащие там мощи христова святителя Леонтия епископа - ростовского чудотворца, который обратил людей в веру Христову и крестил их от мала до велика. И возрадовался радостию великое благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему таковое многоценное сокровище, и отпев молебен, повелел князю Андрею Боголюбскому ехать во град Муром и строить церкви.
Сам же великий князь Георгий поехал во град Ярославль, что стоит на берегу реки Волги, и севше в струг, поплыл вниз по Волге. И пристал к берегу в Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его. И стали все люди молить князя Георгия, чтобы внёс в город образ пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Федоровской. Он же по просьбе их повелел петь молебны и, когда хотел нести тот образ в город, то он не пошёл и с места ничуть не сдвинулся. Так все увидели изволение владычецы, которая сама избрала себе место. Велено было на том месте устроить монастырь.
Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и 3-ю Саногту, и 4-ю Керженец. И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня, 2-ю церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы, а 3-ю в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить иным праздникам, а также образа написать.
И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 (150)саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673(1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 1676). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа повелено было смерить сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и намерили 100 поприщ.
Благоверный князь Георгий воздал славу Богу и пресвятой Богородице Федоровской и по окончании службы той поехал в путь в прежереченный свой град Псков. Народ же, расцеловав его, с великой честью проводил его. И достиг он града, и пребывал много дней в молитве и посте и во бдении, и много милостыни раздавал нищим и вдовицам и сиротам. И прожил лет 70 и 5, и было лето 6747(1239) (думаю, что здесь ошибка, по смыслу - в лето 6707 - В.К.), когда попущением Божьим из-за наших грехов пришел воевать на Русь нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города и сжигал огнем церкви Божие, людей мечу предавал, а малых детей предавал ножу, молодых девиц блудом осквернял. И плач был великий.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько плакал. И помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город.
Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же не вытерпев мук, указал ему путь. Нечестивый же ехал за ним следом и, когда подошел ко граду, то напал со множеством своих воинов и взял Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра. И убил благоверного князя Георгия месяца февраля в 4 день, и выехал вон из града нечестмвый царь Батый. А после его были взяты мощи благоверного князя Георгия и погребены с честью...
И после разорения того запустели те города Малый Китеж, что стоит на берегу Волги, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежнии времена такое бывало".



КОМЕНТАРИЙ

Китежский летописец был создан старообрядцами Нижегородского Заволжья. Он относится к памятникам позднего летописания (17-18 вв.). Летописец вошел в состав нижегородской Легенды о граде Китеже, а в сохранившихся списках озаглавлен, как правило, Книга глаголемая летописец.
Легенда о граде Китеже формировалась в течение почти двух столетий:
1. полулегендарное повествование с летописно-житейскими чертами о жизни и подвигах великого князя Юрия Всеволодовича;
2. повесть-апокриф - Повесть и взыскание града сокровенного Китежа...;
3. производное от повести Послание от сына к отцу из оного сокровенного монастыря....
По 1 черпались известия из древних источников владимирских, псковских, нижегородско-городецких.
Образ Г.В. соединил черты трех русских князей Юриев - псковского Юрия, который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия Долгорукого (ум.1157 г.) и собственно Ю.В.
Валерий Павлович Макарихин
Новгород земли низовской 1994
...мать Ю.В. - Мария, дочь ясского князя Шварна(Сварна).
Владимирская - Белая Русь, Залесская.
Град Китеж, сост. Морохин
Один из самых известных ранних публикаций Китеж на Свет-
лоярском озере
в N12 Учено-литературного журнала Москвитя-
нин
за 1843 год. - гражданином семеновским Мелединым.

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика