Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

СОВРЕМЕННОСТЬ



Прошедший с 12 по 15 апреля 2000 г. научный семинар ”Русские староверы за рубежом”, организованный кафедрой русского языка ТУ на средства Фонда открытой Эстонии и при поддержке тартуских уездных властей, собрал ученых из Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и Эстонии, а также представителей старообрядческих общин из Прибалтики. На семинаре был рассмотрен самый широкий круг проблем, связанных со старообрядчеством: история эмигрантских общин, ритуалов и традиции, исторические корни языка, духовное пение, староверы за рубежом сегодня. Но уже в первый же день семинара председатель Гребенщиковской общины старообрядцев Риги Илларион Иванович Иванов высказал озабоченность тем, что в последние годы наблюдается возрастающий интерес исследователей к жизни, которая, к великому сожалению, безвозвратно уходит.

Научный сотрудник МГУ Елена Александровна Агеева, изучающая культуру старообрядчества не один десяток лет по всей России и за рубежом, тоже считает, что в настоящее время староверы находятся в бедственном положении. Причем это касается не только старообрядцев, находящихся за рубежом, но и тех, кто живет в своей языковой среде и культурных традициях. Она полагает, что если не поддержать немногочисленные группы староверов, которые никогда не были антигосударственниками, а просто держались своей веры, то уже в начале нынешнего века могут исчезнуть некоторые направления старообрядческой культуры. В России крайне мало сохранилось действующих общин, и даже в них наблюдаются процессы, не связанные с традициями старообрядчества, а обусловленные условиями современной жизни.

- Вы можете обозначить эти процессы?

- Например, сейчас в России выделилось согласие под условным названием ”беглопоповцы”. В свое время они приглашали священников из господствующей церкви, которые становились наставниками староверов. В 1923 г. советская власть им дала иерархию с центром в Новозыбково Брянской области. В настоящее время 7 приходов этой иерархии отделились, и их епископ находится в Румынии. Связано это с тем, что в России действующий владыка - очень преклонных лет, он не в состоянии управлять ситуацией и понять современную действительность. В частности, он запретил одному из священников преподавать в вузе. С канонической точки зрения, возможно, это оправданно, но, с точки зрения сложившихся условий жизни, следовало бы допускать исключения. Тем более, что к этому священнику примкнула группа староверов, которые отдали своих детей в школу новатора-педагога Щетинина. Школа эта организована на основе национальных русских традиций: вместо уроков физкультуры - единоборства, вместо современных танцев - хороводы, ускоренное прохождение школьной программы, поскольку старшие ученики обучают младших. Староверы признали эту школу не соответствующей традиционным представлениям и обвинили в отступничестве священника, благословившего детей на обучение в ней. Следует признать, что отделившуюся часть согласия представляют грамотные и деятельные люди, но их форма протеста не укладывается в живую традицию старообрядчества.

- Что же тогда говорить о староверах за рубежом? Представившая на семинаре доклад о старообрядцах в Гамбурге А. Зелинска (Варшава) рассказала об общине, в которой уже не знают родного языка и проводят службы, не понимая их смысла. Об общине, где утрачено представление о своих корнях (на вопрос исследовательницы, из каких краев прибыли в Германию староверы, был получен анекдотический ответ: ”С Филиппин!”, поскольку эти староверы носят название по одному из старообрядческих согласий ”филиппоны”). Известны ли вам примеры живущих в полной изоляции за рубежом староверов, которые сохранили свои обычаи, традиции?

- Есть поразительные примеры. Например, семья Анфилофьевых Самсона Иосифовича и Марфы Тимофеевны в Бразилии. Вывезенный в 2-летнем возрасте из Алма-Аты Самсон Иосифович никогда не жил в России, но он прекрасно знает устав, пишет и говорит по-русски. Сейчас ему 53 года, вырос, женился и долгие годы он жил в штате Орегон (США). В своем письме он перечисляет отступления от веры предков в американской общине, из-за которых перебрался с семьей в Бразилию: ”перенимают крещение от всех еретиков, освещают снедь, приготовленную еретиками (т.е. купленную на рынках - ред.), браки сотворяют в воскресенье и в родне (между близкими родственниками - ред.), вся молодежь пост нарушает, а еще дурман курит, огонь добывают от серянок (т.е. спичек, а не высекают с помощью кремния - ред.). В Бразилии он собирается со своим семейством молиться и спасаться. Однако с огорчением признается, что трудно детям, которые вынуждены отрываться от дома и уезжать на заработки, придерживаться установленных предками правил. Самсон Иосифович недавно приезжал в Россию, чтобы приобрести для них духовные книги (возраст его детей от 30 до 7 лет), все дети знают устав и поют по крюкам. Но книги эти российская таможня не пропустила, а ведь они для старообрядцев не только предмет культа, но и единственный источник просвещения. Община на Аляске в настоящее время пополняется выходцами из исконных старообрядческих семей России. Так, там обосновались уже трое из 10 детей известного священника Бобкова, трагически погибшего от несчастного случая. Они вступили там в брак и придали новое дыхание зарубежной общине, поскольку с детства служили в храме, очень хорошо знают устав и поют. Но все эти факты - скорее исключения, о движении старообрядчества в целом сегодня говорить не приходится.

- Можно ли к пограничным между культурами зонам отнести староверов? Именно из этого слоя, как будто духовно консервативного, вышли известные русские меценаты, способствовавшие возникновению русского авангарда - синтезу народной культуры и высокой культуры Запада.

- В культуре старообрядцев есть свои парадоксы. С одной стороны, это среда, по условиям своего формирования и противостояния модернизированной Никонианской церкви, более архаическая и консервативная. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий староверы находились в состоянии противостояния если не государству, то возобладавшей церковной структуре. Определенные качества этой народной культуры, ее сила и духовная стойкость формировались не столько под влиянием верности исходным догмам, поколебленным государем Алексеем Михайловичем, сколько под воздействием импульса жизни в состоянии пассивного протеста. Приравнивать современных староверов к их далеким предкам аввакумовского времени абсолютно неправомерно - их культура, сколько бы она ни была консервативна, менялась в зависимости от изменений своего антагониста и партнера - официальной церкви, в зависимости от политического устройства страны.

В этот мой приезд в Тарту я передал в Научную библиотеку ТУ комплект журнала ”Живая старина” за последние 5 лет, в котором мы ведем рубрику ”Русские в иноэтническом окружении”. Обнаружилось, что русские общины, анклавно существующие среди других этносов, как правило, либо староверы, либо сектанты. Остальным не было нужды никуда уезжать. Этим же действительно приходилось бежать в Польшу и Эстонию, Турцию и Канаду, Румынию и Грецию. Там они оказывались в противостоянии не только ”церкви антихриста”, как они полагали, но и культуре того этнического большинства, среди которого вынуждены были жить. Впрочем, такое противостояние может возникнуть не только из-за веры, но и из стремления следовать традициям своих предков, вынужденных покинуть родину. Сохранение собственной культуры в таких случаях - очень сложное и чрезвычайно интересное явление.

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика