![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Все в тобi! Рубрики![]() ![]() Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина![]() СогласыПоповцы
Беспоповцы
![]() Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка![]() Апологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц![]() Древнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме![]() ОбрядКрещение![]() ![]() |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
СОВРЕМЕННОСТЬПрошедший с 12 по 15 апреля 2000 г. научный семинар ”Русские староверы за рубежом”, организованный кафедрой русского языка ТУ на средства Фонда открытой Эстонии и при поддержке тартуских уездных властей, собрал ученых из Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и Эстонии, а также представителей старообрядческих общин из Прибалтики. На семинаре был рассмотрен самый широкий круг проблем, связанных со старообрядчеством: история эмигрантских общин, ритуалов и традиции, исторические корни языка, духовное пение, староверы за рубежом сегодня. Но уже в первый же день семинара председатель Гребенщиковской общины старообрядцев Риги Илларион Иванович Иванов высказал озабоченность тем, что в последние годы наблюдается возрастающий интерес исследователей к жизни, которая, к великому сожалению, безвозвратно уходит. Научный сотрудник МГУ Елена Александровна Агеева, изучающая культуру старообрядчества не один десяток лет по всей России и за рубежом, тоже считает, что в настоящее время староверы находятся в бедственном положении. Причем это касается не только старообрядцев, находящихся за рубежом, но и тех, кто живет в своей языковой среде и культурных традициях. Она полагает, что если не поддержать немногочисленные группы староверов, которые никогда не были антигосударственниками, а просто держались своей веры, то уже в начале нынешнего века могут исчезнуть некоторые направления старообрядческой культуры. В России крайне мало сохранилось действующих общин, и даже в них наблюдаются процессы, не связанные с традициями старообрядчества, а обусловленные условиями современной жизни. - Вы можете обозначить эти процессы? - Например, сейчас в России выделилось согласие под условным названием ”беглопоповцы”. В свое время они приглашали священников из господствующей церкви, которые становились наставниками староверов. В 1923 г. советская власть им дала иерархию с центром в Новозыбково Брянской области. В настоящее время 7 приходов этой иерархии отделились, и их епископ находится в Румынии. Связано это с тем, что в России действующий владыка - очень преклонных лет, он не в состоянии управлять ситуацией и понять современную действительность. В частности, он запретил одному из священников преподавать в вузе. С канонической точки зрения, возможно, это оправданно, но, с точки зрения сложившихся условий жизни, следовало бы допускать исключения. Тем более, что к этому священнику примкнула группа староверов, которые отдали своих детей в школу новатора-педагога Щетинина. Школа эта организована на основе национальных русских традиций: вместо уроков физкультуры - единоборства, вместо современных танцев - хороводы, ускоренное прохождение школьной программы, поскольку старшие ученики обучают младших. Староверы признали эту школу не соответствующей традиционным представлениям и обвинили в отступничестве священника, благословившего детей на обучение в ней. Следует признать, что отделившуюся часть согласия представляют грамотные и деятельные люди, но их форма протеста не укладывается в живую традицию старообрядчества. - Что же тогда говорить о староверах за рубежом? Представившая на семинаре доклад о старообрядцах в Гамбурге А. Зелинска (Варшава) рассказала об общине, в которой уже не знают родного языка и проводят службы, не понимая их смысла. Об общине, где утрачено представление о своих корнях (на вопрос исследовательницы, из каких краев прибыли в Германию староверы, был получен анекдотический ответ: ”С Филиппин!”, поскольку эти староверы носят название по одному из старообрядческих согласий ”филиппоны”). Известны ли вам примеры живущих в полной изоляции за рубежом староверов, которые сохранили свои обычаи, традиции? - Есть поразительные примеры. Например, семья Анфилофьевых Самсона Иосифовича и Марфы Тимофеевны в Бразилии. Вывезенный в 2-летнем возрасте из Алма-Аты Самсон Иосифович никогда не жил в России, но он прекрасно знает устав, пишет и говорит по-русски. Сейчас ему 53 года, вырос, женился и долгие годы он жил в штате Орегон (США). В своем письме он перечисляет отступления от веры предков в американской общине, из-за которых перебрался с семьей в Бразилию: ”перенимают крещение от всех еретиков, освещают снедь, приготовленную еретиками (т.е. купленную на рынках - ред.), браки сотворяют в воскресенье и в родне (между близкими родственниками - ред.), вся молодежь пост нарушает, а еще дурман курит, огонь добывают от серянок (т.е. спичек, а не высекают с помощью кремния - ред.). В Бразилии он собирается со своим семейством молиться и спасаться. Однако с огорчением признается, что трудно детям, которые вынуждены отрываться от дома и уезжать на заработки, придерживаться установленных предками правил. Самсон Иосифович недавно приезжал в Россию, чтобы приобрести для них духовные книги (возраст его детей от 30 до 7 лет), все дети знают устав и поют по крюкам. Но книги эти российская таможня не пропустила, а ведь они для старообрядцев не только предмет культа, но и единственный источник просвещения. Община на Аляске в настоящее время пополняется выходцами из исконных старообрядческих семей России. Так, там обосновались уже трое из 10 детей известного священника Бобкова, трагически погибшего от несчастного случая. Они вступили там в брак и придали новое дыхание зарубежной общине, поскольку с детства служили в храме, очень хорошо знают устав и поют. Но все эти факты - скорее исключения, о движении старообрядчества в целом сегодня говорить не приходится.
- В культуре старообрядцев есть свои парадоксы. С одной стороны, это среда, по условиям своего формирования и противостояния модернизированной Никонианской церкви, более архаическая и консервативная. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий староверы находились в состоянии противостояния если не государству, то возобладавшей церковной структуре. Определенные качества этой народной культуры, ее сила и духовная стойкость формировались не столько под влиянием верности исходным догмам, поколебленным государем Алексеем Михайловичем, сколько под воздействием импульса жизни в состоянии пассивного протеста. Приравнивать современных староверов к их далеким предкам аввакумовского времени абсолютно неправомерно - их культура, сколько бы она ни была консервативна, менялась в зависимости от изменений своего антагониста и партнера - официальной церкви, в зависимости от политического устройства страны. В этот мой приезд в Тарту я передал в Научную библиотеку ТУ комплект журнала ”Живая старина” за последние 5 лет, в котором мы ведем рубрику ”Русские в иноэтническом окружении”. Обнаружилось, что русские общины, анклавно существующие среди других этносов, как правило, либо староверы, либо сектанты. Остальным не было нужды никуда уезжать. Этим же действительно приходилось бежать в Польшу и Эстонию, Турцию и Канаду, Румынию и Грецию. Там они оказывались в противостоянии не только ”церкви антихриста”, как они полагали, но и культуре того этнического большинства, среди которого вынуждены были жить. Впрочем, такое противостояние может возникнуть не только из-за веры, но и из стремления следовать традициям своих предков, вынужденных покинуть родину. Сохранение собственной культуры в таких случаях - очень сложное и чрезвычайно интересное явление.
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты ![]() ![]() |