Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
НИКОНИЯНСКАЯ ЕРЕСЬ«В 1653 г. Никон разослал по всем московским церквам следующую память: по преданию св. апостол и св. отец не подобает в церкви метания творити на колени, но в пояс бы вам творити поклоны: еще и тремя персты бы есте крестились»*. «Летом 1654 года Никон, приказал своим служителям выколоть глаза у собранных новых икон (написанных с двоеперстным сложением) и в таком виде носить их по городу и объявлять царский указ, угрожавший строгим наказанием тем, кто впредь осмелится писать подобныя с двуперстием иконы». «В 1655 году Никон в присутствии царя в соборном храме, указывая при этом на некоторые новыя иконы, вынесенныя к аналою, ссылался на нашего (греческаго) владыку патриарха (Макария) в свидетельство того, что иконы те написаны не по греческим, а по франкским образцам. Затем оба патриарха предали анафеме и церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя в доме франкския иконы. Причем Никон брал одну за другой подносимыя ему новыя иконы, и каждую, показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, и, наконец, велел их сжечь. Но Никон этим не ограничился: вслед за проповедью против новых икон, он начал проповедь еще против другого новшества; против двуеперстнаго крестнаго знамения»*. 1656-го года февраля 12-го дня, по просьбе Никона, Макарий, патриарх антиохийский, в Чудове монастыре по прочтении пролога возгласил: «Мужие всего православия, слышите аз приемник и наследник сего св. Мелетия престола; вам известно, яко сий св. Мелетий три первыя персты разлучены показа друг от друга от них же и знамение не бысть: тыя же паки три соединили, ими же и знамение показа. И аще кто сими тремя персты на лице своем образ креста не изобразует, но имать творити, два последние соединяя с великим пальцем, да два великосредняя простерта имети, и тем образ креста изображати, таковый армено-подражатель есть. Арменове бо тако воображают крест*. »Затем 24 Февраля, того же года в Успенском соборе в первую неделю Великаго поста, в день православия, тот же патриарх антиохийский Макарий в присутствии царя и его синклита, сложив три первые великие персты во образ Св. Троицы и, показывая их, воскликнул: "сими тремя первыми великими персты всякому православному христианину подобает иэображати на лице своем крестное изображение, а иже кто по Феодоритову писанию и ложному преданию творит, той проклят есть*. По особой просьбе Никона, того-же времени греческие иерархи: Макарий Антиохийский, Гавриил Сербский, Григорий митрополит Никейский и Гедеон Молдавский отвечали: «Предание прияхом с начала веры от св. Апостолов и св. отец и св. седми соборов творити знамение честнаго креста с тремя первыми персты десныя руки, и кто от христиан православных не творит крест тако по преданию восточных Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, — есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца, Сына и Святаго Духа и проклята»*. Июня месяца 2-го дня 1656 года собором постановлено. Аще кто от селе ведый, не повинится творити крестное изображение на лице своем, яко же древле св. восточная церковь прияла есть и яко же ныне четыре вселенстии патриарси, со всеми сущими под ними христианы, повсюду вселенныя обретающимися имеют, и якоже зде прежде православнии содержаша до напечатания слова Феодоритова в псалтырях со возследованием Московския печати, еже тремя первыми великими персты десныя руки изображати во образе святыя и единосущныя и нераздельныя и равнопоклоняемыя Троицы, но имать творити сие неприятное церкви, еже соединя два малыя персты с великим пальцем в них же неравенство Св. Троицы извещается, и два великосредние простерты суща. В них же заключати два сына и два состава по Несториев с ереси или инако изображати крест: сего имами последующе св. отец седми вселенских соборов и прочих поместных правилом и св. восточной церкви четырех вселенских патриархов, всячески отлучена от Церкви? вкупе и с писанием Феодоритовым, и протчая*. От сего убо видети мощно есть, яко Никон измени и пред аде клятве святое предание Соборной и Апостольской Церкви, еже христианом знаменати лица своя крестообразно двумя перстами. Но и не едино токмо сие таинственное предание святыя древния Церкви измени Никон, но и прочия предания, яже рекутсяя в последующем месте.
1658-го года Никон удалился из Москвы в построенный им Новый Иерусалим, оставив
патриаршеский престол праздным. Но начатое дело Никона стало с суровостью
гражданских законов вводиться в церквах по всей России. (Л.Ф. Пичугин ?Старая
Вера?) Здесь бы добавить еще Никону издаваемые им прямые указы преследования и насилия против непринимавших новые обряды. Он собственноручно свирепо избил исповедника епископа Павла Коломенского, сорвал с него знаки епископского сана (что он делал постоянно с другими, без всякого церковного суда) и сослал на север в Палеостровский монастырь, где тот был и сожжен в срубе, как многие считают не без указания Никона. Все это Никон сотворил с исповедником лишь за то, что он письменно исповедал свою верность старому благочестию на соборе 1954 года.
?И когда участников собора, все же, склонили к подписанию «Уложения», святитель
Павел написал на «свитке» постановлений Никона патриарха: Обрядоверами как раз были не староверы, а никонияне, которые НАСИЛЬСТВЕННО заставляли следовать новым обрядам. И которые анафематствовали и прокляли не только старые ?обряды?, но и их последователей. Ниже см. текст присяги новороссийской церкви приступившему к ней от древлеправославной церкви:
?Восстани и обратися к западом, и отрецыся всех заблуждений еретических, в них
же пребывал еси доселе: Во всех действиях никониан против староверов был явно антихристов дух. Разве можно примириться с такими действиями никониян — как насильственное ?причащение? ?раскольников? (с помощью спец. устройства — кляпа, через которое в глотку вливались ?Св. Дары?, чтобы невозможно было их извергнуть) и этим самым ?присоединяли? к церкви. Таким образом относились к своим ?святыням?, насколько мне известно из истории, язычники Рима и ариане. Мне бы хотелось этим сообщением прояснить некоторые темные на данном форуме вопросы относительно обряда — слова, которым решили некоторые отделить некую часть Церковного Предания, которую возможно изменять по СВОЕМУ усмотрению (для ?блага?, ?единства? Церкви). Ниже я подобрал наскоро выписки из свв. отцов, как они понимали Церковное Предание (?обряды?) и указывали православное отношение к оному. Может быть после этого будет понятнее Раскол в Российской Церкви 17 в. при патр. Никоне. Изменение внешних форм богопочитания всегда диктуется внутренними устремлениями. Благие намерения доводят внешние формы до наибольшего совершенства (пример: потребление Св. Даров — в апостольские времена -и во времена вселенских соборов, т. е. руками и лжицей), лукавые — приводят к утрате того благочестия, что было и до большего отступления. Введение новых обрядов мне не хочется говорить к каким последствиям привело синодальную церковь. Здесь, как мне кажется важен прецедент. Мы — СОБОР ЕПИСКОПОВ — можем изменить Церковное Предание по СВОЕМУ усмотрению. М. Сергий и МП — это логическое следствие один раз узаконенного самоуправства по отношению к Церковному Преданию (теперь мне понятно почему архиеп. Андрей Уфимский в последних своих письмах вовсе отрекся от поместного собора 1918 г). О благоговейном отношении к Церковному Преданию я и предлагаю поучиться у свв. отцов. Св. Василий Великий о Церковном Предании говорит: Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от писменнаго наставления: а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другия имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Исуса Христа знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращатися в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам писменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющия великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемаго, по какому писанию? не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию елеем какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и аггелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства (91 правило полных переводов). Но не менее сего убедительно и Святой Златоуст на апостольские слова: о Тимофее, предание сохрани (1 Тим., 6, 20) ? говорит: не уменьшай его (то есть предания): оно ? не твое: тебе вверено чужое: не убавляй его (беседа на указанные слова апостола), и еще, на слова апостола: Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим (2 Сол., 2, 15), то же уясняет, говоря: апостолы не все предали (верующим) чрез послания, но многое сообщали и без писмени: между тем то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего (беседа его на указанные слова апостола). Относительно сего преподобный Викентий Лиринский, объясняя слова апостола: о Тимофее, предание сохрани (1 Тим., 6, 20), говорит: талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. Что тебе вверено, то пусть и останется у тебя, то и передавай ты... о Тимофее! о священник, о толкователь, о наставник! Если дарование Божие соделало тебя годным по уму, по образованию, по учености, то будь Веселеилом духовной скинии: высекай драгоценные камни божественнаго учения, прилаживай их верно, распределяй их мудро, придавай им блеска, приятности. Старайся, чтобы, вследствие твоего более яснаго изложения, яснее разумели то, чему прежде верили не так ясно. Достигай того, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде чтила древность несознательно. Однако же учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе новаго... В Церкви Христовой должно быть преуспеяние... и притом весьма большое. Ибо кто так завидлив людям и так ненавистен Богу, что решится не допустить этого? Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается в самом себе, а перемена ? в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость как каждаго, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии... Ибо если однажды дать волю нечестивой лжи изменять, уродовать, искажать их, то ужасаюсь сказать, какая большая последует опасность разрушения и уничтожения религии. Тогда, отвергши одну какую-нибудь часть кафолическаго учения, как бы по обычаю уже и с позволения, начнут постепенно отвергать одну за другою и прочия части его. А затем, когда отвергнут части по одиночке, что иное последует наконец, если не совокупное отвержение целаго? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое и к освященному непотребное, то обычай сей необходимо распространится по всему, так что после ничего уже не останется у церкви ? ни целаго, ни неповрежденнаго, ни неиспорченнаго, ни нерастленнаго, но где прежде было святилище чистой и нерастленной истины, там будет наконец непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений. Да отвратит от умов наших непотребство это благость Божия! Пусть остается оно безумием нечестивцев!.. А кафоликам, напротив, действительно свойственно сохранять предания и поручения святых отцев, осуждать непотребныя новизны и, согласно слову апостола, дважды изреченному им, анафематствовать того, кто благовестит не то, что принято (Памятные записки Викентия Лиринскаго, гл. 22, 23, 24). Согласно сему и Собор соединения определяет: Вся яже чрез церковная предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец, новосотворенная и соделанная, или посем содеятися хотящая, анафема. И паки посем глаголет: ко иже в небрежении полагающим священная и божественная правила божественных отец наших, яже Церковь утверждают и все христианское жительство украшают, и к божественному наставляют благобоязньству, анафема. Сей святый собор в сих двух проклинаниях всяко отражает мнение и суетное сопротивословие: последуяй же прежде его святым собором, той собор свят есть, не последуяй же прежде его святым собором, не свят, но и скверен есть и отвержен (Кормчая, гл. 71, л. 641: и Никон Черныя Горы, Тактикой, л. 2). (Здесь бы я обратил внимание на то как отнеслись Никон и соборы после него к Стоглавому Собору и его решениям) О том же и Седьмой Вселенский собор постановляет, тако взывая: Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви или убавляющих от него мы предаем анафеме. Мы анафематствуем нововведение, сделанное обвинителями христиан... Кто унижает какое-либо предание церковное, писаное ли то, или неписаное, тому анафема... и еще: Кто отвергает всякое писаное и неписаное предание церковное, тот да будет анафема (Соборн. деян., т. 7, Деяния Седьмого Вселенского собора, с. 610, 612 и 628). Я не признаю новый обряд ересью, но считаю ересью против Нравственного учения Церкви т.наз. никонианство, наравне с сергианством, только в более сильной степени. Для меня патриарх Никон - злодей, преступник и убийца, равно как и Алексий Михайлович (и вся романовская династия, исключая последних ее представителей, умученных, возможно, именно во искупление грехов ее прародителей, начиная с 17 века до 20-го, против собственного народа) и наиболее прямая аналогия- Никон- А.М. Романов = И. Джугашвили и Сергий. Я считаю еретической и порочной практикой учение о равночестности обливания и истинного Крещения, а людей клинически крещеных и сознательно избегающих восполнения Обряда- вовсе некрещеными. Я не признаю тезиса о том, что некрещеные и рукоположенные у еретиков члены клира, при полном отрицании наличия благодати у самосвятов и явных еретиков, могут в момент присоединения к Церкви, самим Богом , вне обряда стать и крещеными и рукоположенными.
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |