Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ИСТОРИЯ РАСКОЛАИстория старообрядчества берет начало в 1653 г., с приходом к власти патриарха Никона, затеявшего церковные реформы в России. Они предписывали текстовые исправления богослужебных книг, изменение ряда обрядов: отмену земных поклонов, крестное знамение не двумя, а тремя перстами и др., и в конечном счете привели к расколу православных христиан России, ранее единодушно воспринимавших свою веру, пришедшую от греков Византии при князе Владимире в 988 г., как нерушимую национальную святыню. Неподчинившееся реформам духовенство было уничтожено, по всей России старообрядцев жестоко преследовали, ссылали, пытали, казнили, сжигали их храмы, иконы и жилища. Приверженцев старой веры противники стали называть раскольниками, сами же они называют себя староверами. Скрываясь от преследований, староверы бежали в ”медвежьи углы” своей страны и за рубеж. Так они оказались раскиданными по всему свету - от Прибалтики до Америки и разделились в результате разобщенности на несколько согласий. С 1652 по 1667 год центральными фигурами в жизни Русской Церкви стали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В это время патриарх активно участвовал во внутренней и внешней политике страны, замещал царя во время военных походов, был полностью самостоятелен во внутрицерковных делах. В единстве духовной и светской власти была предпринята грандиозная церковная реформа, наложившая отпечаток на многие дальнейшие события истории России. С середины XVII в. ведет свое начало значительное явление в русской духовной жизни — старообрядчество, связанное с расколом Русской Церкви на сторонников и противников преобразований. Богослужебная реформа, обычно называемая реформой патриарха Никона, не исчерпывалась только исправлением книг и обрядов, как это нередко упрощенно представляется. В условиях роста могущества и внешнеполитической активности Российского государства Русская Церковь также стремилась приобрести более широкое влияние в православном мире. В это время активизировались контакты с Восточными патриархатами, которые хотели видеть в России опору в отстаивании своих интересов перед лицом турецких властей. Русская Церковь отказалась от традиционного изоляционизма и стала значительно энергичнее, чем это было ранее, обращаться к опыту и практике православных Церквей Ближнего Востока, Балкан и приграничных территорий (Украины, Молдавии). В Россию хлынул поток восточных священнослужителей, в лице которых русские хотели видеть учителей и помощников в устройстве своей церковной жизни. Активные контакты с православными Восточными Церквами привнесли много нового в богослужебную практику и уклад церковной жизни России в целом. Не без влияния греков были предприняты попытки административно-территориальной реформы Русской Церкви, не получившие, однако, завершения в XVII столетии. На рассматриваемый период приходится проведение церковного Собора 1666—1667 гг., получившего в литературе название Большого. В нем приняли участие два предстоятеля Восточных Церквей — патриарх Иерусалимский Паисий и патриарх Антиохийский Макарий. Собор закрепил проведенные при патриархе Никоне преобразования и уточнил богослужебную практику Русской Церкви. На этом Соборе было возложено церковное проклятие на не повинующихся Церкви сторонников старых обрядов, которое было снято спустя три столетия на церковном Соборе 1971 года.
Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, Н.Каптерева, том в, стр.рчф-са, ацвi
год
Жизнь Никона, патрiарха всероссийскаго,
Летопись церковныхъ событий,
Руководство къ русской церковной исторiи,
Патрiархъ Никонъ, Л.Быкова,
Исторiя русской церкви Макарiя, митрополита
Со времени церковных реформъ по
Раскол и его значенiе въ народной русской исторiи, Я.Я.Андреева,
Полное собранiе сочиненiй П.И.Мельникова
Очеркъ исторiи западно-русской церкви, И.Чистовича,
Отношенiе русской церковной власти
Руководство къ русской церковной исторiи,
Полное собранiе сочиненiй П.И.Мельникова Недавно о.Кирилл (Сахаров) высказал любопытное замечание относительно того, что в МП происходит повышение интереса к Старой Вере из-за повышения количества попов-великороссов, тогда как до определенного момента подавляющее число иереев МП традиционно состояло из малороссов. Это исторический факт, начиная с раскола, а при Прокоповиче существовали правила вообще не позволяющие великороссам стоновиться архиереями, так как тогда еще было живо осознание геополитической подоплеки раскола (старовер=великоросс). Автокефалия малороссийской церкви вывело многих кремней никонианства из игры, и создались объективные предпосылки для духовного москвоцентризма. Не исключено, что такой единоверческий эволюционный процесс сможет создать в РПЦ принципиально новый расклад сил. Все это назревало на соборе 1917-1918 годов (в предсоборных документах), к этому возвращались архиепископ Андрей (Ухтомский), патр. Сергий (Страгородский), Поместный Собор РПЦ 1971. Показательно, что на последних совещаниях Патриарх Алексий II дал недвусмысленное указание иереям крестить всех трехпогружательно, причем желательно по полному (т.е. по СТАРОМУ) чину. Также на послденем заседании Синода митр.Кирилл озвучил стратегию на активизацию контактов РПЦ со старообрядцами. Это очень важный процесс. Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах - уже ересь. С точки зрения никониан, собственно раскольническими церквами из староверов могут быть названы в России только единоверческие церкви, которые отличаются в некоторых обрядах. К их образованию послужило, как думают никониане, невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют. В таких церквах заметен неприятный никонианам избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, по их мнению. Дескать, когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства - очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Прочие раскольники в России признаны вместе и еретиками; они отвергли Таинства Церкви, как их понимают новые православные, заменив их своими, де, чудовищными изобретениями; они яеобы уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они, де, совершенно отреклись от Церкви. Впрочем, не должно обвинять во всем раскольников. Западное просвещение так сильно нахлынуло в Россию, что оно вторглось и в Церковь, нарушило ее восточный православный характер, хотя нарушило его в предметах, нисколько не касающихся сущности христианства. Это мнение никониан, чьи нарушения восточного православного характера огорчают сынов Церкви, основательно изучивших христианство. Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами. Между тем итальянская живопись взошла почти во все православные русские храмы со времен преобразования России на европейский лад. Эта живопись соблазняет раскольника, огорчает истинно православного: она - западный струп на православном храме. С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Знаменитые Мадонны Рафаэля выражают самое утонченное сладострастие. Известно, что Рафаэль был развратнейший человек, желал выразить идеал, который действовал бы на него наиболее сильно, и нередко кидал кисть, чтоб кинуться в объятия предстоявшей ему натурщицы. Другие живописцы, которых талант был грубее, нежели талант Рафаэля, выражали сладострастие на своих мнимых иконах гораздо ярче; иные выразили уже не одно сладострастие, но и бесстыдство, неблагопристойность. Иконы некоторых святых мужей списаны с женщин, как, например, знаменитое изображение Иоанна Богослова, написанное Доминикенем. Иконы некоторых мучеников итальянские любострастные живописцы написали со своих товарищей разврата, после ночи или ночей, проведенных ими беспорядочно, когда это поведение напечатлелось на изнуренных их лицах. Все движения, все позы, все физиономии на итальянских картинах или вообще на картинах, написанных западными еретиками и изображающих священные предметы, - чувственны, страстны, притворны, театральны; ничего в них нет святого, духовного; так и видно, что живописцы были люди, вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о состоянии духовном, никакого сочувствия к нему и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью. Не имея понятия о том, какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают его глаза, его уста, его руки, все тело его, они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную, невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, и отличная кисть изображает на полотне совершенную нелепость, так, как красноречивейший оратор по необходимости должен был бы произнести самую бестолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе неизвестном ему. Воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон. Светский человек, насмотревшийся на всё и имеющий обширную опытность, не может себе представить того действия, которое такие изображения оказывают на девственную природу. Некоторый старец, проводивший в пустыне возвышенную монашескую жизнь, должен был по некоторым обстоятельствам приехать в Петербург. Здесь он был приглашен однажды вечером набожною старушкою-дамою для духовной беседы. В это время дочери старушки одевались, чтоб ехать на бал. Одевшись, или, правильнее, обнажившись по требованию современной моды, они пришли к маменьке, чтоб поцеловать ее ручку и сесть в карету. Старец, увидав невиданное им никогда в жизни - девиц, бесстыдно обнажившихся по уставу Запада, по уставу ереси и язычества, пришел в ужас. Он уверял, что после виденного им соблазна уже не нужно являться самому диаволу для соблазна. Каково же видеть такому девственному оку подобное изображение на иконе, изображение, возбуждающее не молитву, а самые нечестивые страсти. Несвойственность итальянской живописи для икон уже теперь очевидна и признана. Но, к сожалению никониан, современная мода устремилась к другой крайности - к подражанию старинной русской иконописи со всеми ее неправильностями и с присовокуплением разных несообразностей новейшего изобретения. Здесь новый повод к соблазну. Пред такою иконою не соблазняется раскольник, не могущий отличить правильного рисунка от неправильного, - соблазняется пред нею легкомысленное чадо новейшего прогресса. Видя уродливость изображений на иконе, это чадо соблазняется, смеется, кощунствует. Его поверхностное образование и просвещение не дают ему возможности отделить в Церкви установлений Святых и Божественных от того разнообразного copy, который в различные времена вносился в Церковь немощию, ограниченностию, греховностию человеческою, сообразно духу века. Это чадо новейшего прогресса, чуждое здравого смысла, видя недостаток, внесенный в Церковь человеческою немощию, тотчас колеблется в доверии к самой Церкви, начинает осуждать ее, делается чуждым ее. Сколько вредно соблазнять раскольников, столько вредно соблазнять и современное поколение; сколько нужно снисходить немощи раскольников, столько необходимо снисходить и немощи питомцев новейшего прогресса. Безпреткновени бывайте, - сказал святой апостол Павел иудеям и еллинам (1 Кор. 10, 32). В наше время искусство живописи достигло высокой степени усовершенствования. Живописец, желающий писать иконы, достойные Божия храма и назидательные для христиан, имеет для сего наибольшие средства, чем когда-либо, но должен непременно проводить жизнь самую благочестивую, чтоб стяжать опытное познание духовных состояний, должен быть знаком в особенности с благочестивыми иконами, чтоб на лицах их усмотреть то глубокое спокойствие, тот отпечаток небесного тихого радования, ту младенческую простоту, которые являются на этих лицах от тщательной молитвы и от других благочестивых занятий. Пусть он всмотрится в естественность их движений, в отсутствие в них всего сочиненного, всего придуманного. Правильность рисунка необходима для иконы; притом нужно изображать святых свято, такими, какими они были, простыми, спокойными, радостными, смиренными, в таких одеждах, какие они носили, в положениях и движениях самых скромных, исполненных благоговения, основательности, страха Божия. Изображению святого должны быть чужды изысканная поза, движение, изображающее восторженность, положение лица романическое, сентиментальное, с открытым ртом, с закинутою кверху головою или с сильно устремленными кверху глазами. Последнее положение, к которому обыкновенно прибегают для изображения молитвенного состояния, именно и воспрещается иметь при молитве святыми отцами. Также не должно изображать святых жен и дев с опущенными книзу глазами: дева начинает тогда опускать вниз глаза, когда явится в ней ощущение греховное; в невинности своей она глядит прямо. Также начинают многие понимать, что итальянское пение не идет для православного богослужения. Оно нахлынуло к нам с Запада и несколько десятилетий тому назад было в особенном употреблении. Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Ухо светского человека, предающегося развлечениям и увеселениям, не поражается так сильно этою несообразностию, как ухо благочестивого человека, проводящего серьезную жизнь, много рассуждающего о своем спасении и о христианстве, как о средстве к спасению, желающего от всей души, чтоб это средство сохранялось во всей чистоте своей и силе, как сокровище величайшей важности, как наследство самое драгоценное для детей и внуков. Надо знать, что в России вся масса народа проводит жизнь самую серьезную, будучи поставлена в необходимость проводить такую жизнь обстоятельствами. Жизнь развлеченную, веселую, в сфере современного прогресса, могут проводить весьма немногие, потому что для такой жизни нужны достаточные материальные средства. Веселящиеся на земле не должны судить о прочих человеках, как они обыкновенно это делают, по себе. Для того чтоб один веселился, часто тысячи и тысячи должны нести тягчайший труд, проливать горькие слезы и кровавый пот: как мысли и чувства этих тысяч могут быть одинаковы с веселящеюся единицею? Страдания и плач есть достояние падшего человека на земле, как научает нас Евангелие, и этот падший и погибший человек приходит в церковь Божию излить пред Богом именно горестные чувствования свои; раскрыть пред Богом бедственное состояние свое. Большая часть молитв, поемых и читаемых в Церкви, выражают прошения погибшего о помиловании, развивают понятие о погибели человечества, показывают ее многоразличные оттенки и признаки, заключают в себе исповедание человеческого падения вообще и исчисление частностей падения. Они переходят по временам к славословию Бога, к радостному хвалению действий Искупителя и искупления; но и это славословие, и эти хвалы произносятся узниками, заключенными в темнице, получившими надежду на освобождение, но еще не получившими освобождения. Радость, производимая надеждою спасения нашего, по необходимости соединена в нас со скорбным ощущением греховного плена. Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения радосто-печалием: это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства - очевиден, но он исчезает пред духовным достоинством. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви. Придворное пение (здесь указываю наиболее на обедню; впрочем, Господи, помилуй, поемое на литургии, уже поется и на всех церковных последованиях), ныне взошедшее во всеобщее употребление в православных церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного. Некоторые, заметив, что западный элемент пения никак не может быть соглашен с духом Православной Церкви, справедливо признав знаменитые сочинения Бортнянского сладострастными и романическими, захотели помочь делу. Они переложили, с сохранением всех правил контрапункта, знаменный напев на четыре голоса. Удовлетворил ли труд их требованию Церкви, требованию ее духа? Мы обязаны дать отрицательный ответ. Знаменный напев написан так, чтоб петь одну ноту (в унисон), а не по началам (partheses), сколько бы певцов ни пели ее, начиная с одного певца. Этот напев должен оставаться неприкосновенным: переложение его есть непременно искажение его. Такой вывод необходим по начальной причине: он оправдывается и самим опытом. Несмотря на правильность переложения, канон Пасхи утратил свой характер торжественной радости и получил характер печальный: это уже не восторг, произведенный воскресением всего рода человеческого во Христе, это плач надгробный. Изменение характера, хотя и не так чувствительное, заметно во всех переложениях знаменного напева и других церковных древних напевов. В некоторые переложения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер: в них слышна военная музыка, как, например, в Благослови, душе моя, Господа, коим начинается всенощная. Отчего так? Оттого, что переложение совершалось под руководством военного человека, человека вполне светского, образовавшего свой вкус по музыке антицерковной, вносившего поневоле, по естественной необходимости свой элемент в элемент чисто церковный знаменного напева. Знаменный напев должен оставаться неприкосновенным: неудачное переложение его знатоками музыки доказало эту истину. От всякого переложения характер его должен исказиться. Старинную икону не должно покрывать новыми красками, оставляя неприкосновенным ее рисунок: это было бы искажением ее. Никакой благоразумный человек, знающий отлично иностранные языки, не решится на перевод с них математической книги, не зная математики. Отчего же не придерживаться того же благоразумия относительно церковного пения тем знатокам музыки, которые чужды благодатного духа церковного, даруемого Богом за глубоко благочестивую жизнь. Проводя свои внутрицерковные реформы почти исключительно богослужебного и текстологического характера, патриарх Никон оставался, конечно, выразителем воли церкви как таковой. Выступив же в качестве претендента на первенствующее значение в государстве, стремясь подчинить царский сан сану патриарха, он становился—каковы бы ни были его субъективные намерения — прямым выразителем воли того паразитирующего на церковном теле темноэфирного образования, о котором мы говорим. Поражение его и его инспиратора было обусловлено не только большей силой демона государственности, но и большей эпохально-исторической оправданностью его действий. Эта правота уицраора ощущалась, по-видимому, широкими народными слоями. Если уже чисто богослужебные реформы Никона вызвали противодействующее движение столь сильное, что конструктивные формы старообрядчества, в которые оно отлилось, досуществовали до наших дней, — то его попытка теократического, вернее иерократического переворота, должна была испугать еще более широкие слои, включая подавляющее большинство церковной иерархии, на которую подобный переворот возложил бы непомерную, странную, ей самой непонятную и потому невыполнимую ответственность. От папистских притязаний Никона повеяло смутно знакомым духом: чем-то напоминали они ту тираническую тенденцию, которая так страшно обожгла русское общество при Грозном и уже опять успела дохнуть на него в конце царствования Бориса. Слишком памятно было всем, какие страдания это несет и в какие пропасти уводит; а то обстоятельство, что теперь опасность исходила не от демона государственности, но от чего-то зловеще неясного, образовавшегося внутри самой церкви, лишь увеличивало иррациональный, трансфизический страх. Иерократические поползновения Никона были пресечены, но потусторонний страх уже не мог быть искоренен одним этим. Из него и вырос раскол, весь пронизанный этим ужасом перед «князем мира сего», уже будто бы пришедшим в мир и сумевшим свить гнездо в самом святая святых человечества, в церкви. Отсюда — надклассовость или внеклассовость раскола, к которому примыкали люди любого состояния или сословия, если только в сердце зарождался этот инфрафизический страх. Отсюда — неистовая нетерпимость Аввакума, яростное отрицание им возможности малейшего компромисса и страстная жажда мученического конца. Отсюда — непреклонная беспощадность раскольников, готовых, в случае церковно-политической победы, громоздить гекатомбы из тел «детей сатаны». Отсюда же — та жгучая, нетерпеливая жажда избавления, окончательного спасения, взыскуемого окончания мира, которую так трудно понять людям других эпох. И отсюда же, наконец, тот беспримерный героизм телесного самоуничтожения, который ставит нас, при вникновении в историю массовых самосожжений, в тупик, если метаисторическое созерцание нам чуждо в какой бы то ни было степени, и который потрясает нас до глубочайшего трепета, если подобный род созерцания приоткрыл нам природу удивительных этих явлений. Никон был сослан, умер, но церковь санкционировала его реформы; проходили десятилетия, а никакого поворота вспять, к древней вере, даже и не намечалось. И когда демиург, осуществляя свой всемирный замысел, выдвинул такого колосса, как Петр; когда Второй Жругр инвольтировал его всей своей молодой мощью; когда, от лица царя-реформатора государство отвело церкви небольшой угол в державе, подчинив религию своим интересам и сузив пределы духовного творчества народа, — тогда раскол обрел конкретное лицо, на котором сосредоточился его потусторонний ужас и ненависть. Петр I был объявлен антихристом. Напрасно удивляемся мы мелочности чисто формальных, отнюдь не догматических расхождений между старообрядчеством и никонианством; с точки зрения сознания XVII века, наполовину магического и вместе с тем не боявшегося крайних выводов, антихристов дух вовсе не должен был выразиться непременно в восстании против Символа веры или в физическом истреблении религиозной общины. Дух этот представлялся исчадием «отца лжи», начинающего со второстепенных внешних подмен и по их лестнице низводящего уловляемую душу в пучину антикосмоса. И если мы не можем ощутить сочувствия героям раскола в их идейной направленности или в их методике, нам доступно зато понимание и сочувствие великому душевному смятению, раскол вызвавшему. Среди неохронологов (Валянский, Калюжный) сейчас бытует также фантастическое мнение, что староверы - это остатки униатов, приверженцев западного обряда, не принявшие церковной реформы патриарха Никона (XVII век) по исправлению богослужебных книг и обрядности на греческий образец. Само слово "старо-веры" совершенно чётко показывает нам, что православие не было исконной верой земли Русской. Только после Никоновских реформ Россия, де, окончательно встала на путь православия. Подобное можно услышать от неоязычников: мол, Православный - значит правоверующий, правомыслящий, благочестивый (Полный Церковно-Славянский словарь, Издательский отдел Московского Патриархата, по благословлению Алексия II 1993, Москва, Издано в 1998 г. Москва, Терра-Книжный клуб), дескать, возьми любой старообрядческий учебник или церковный учебник дониконовских времен, и ты везде там увидишь надпись ПРАВОВЕРНАЯ ВЕРА ХРИСТИАНСКАЯ. Никон, де, поменял название с ПРАВОВЕРНАЯ на ПРАВОСЛАВНУЮ, дабы привести в смущение простой верующий народ, который назывался и до христиан Православным. Когда же он сделал это, протопоп Аввакум якобы сказал: Негоже называться нам, яко язычники. Уйдем в скиты братии.... И если ты сходишь к старообрядцам, не к тем, кто нашел компромисс с РПЦ, а к тем, которые удирали в скиты, в Сибирь, на Беловодье, кто не шел на компромисс с властями то якобы услышишь, как они называет друг друга: ПРАВОВЕРНЫЕ или ПРАВЕДНИКИ - но никак не Православные. Мнение атеиста: С язычниками в 15-м веке сталкивался иконописец Андрей Рублев, а в 17-м столетии на них жаловался псковский епископ. И только после раскола в русской православной церкви остатки язычников примкнули к раскольникам-беспоповцам. Благо, разница была невелика. Причиной раскола, случившегося при тишайшем царе Алексее Михайловиче, стало книгопечатание. Вот уж воистину - от многого знания бывают многие беды. Для печатного издания богослужебных книг требовался единый текст, а разобраться в рукописных книгах справщикам (так тогда называли редакторов и корректоров) оказалось не под силу. И тогда патриарх Никон решил взять за образец византийские новопечатные книги. Его не остановило даже то, что византийские православные обряды сильно отличались от русских. Зато очень многих, особенно крестьян, это потрясло. Им показалось, что Никон изменил не просто обряды, а всю старую веру заменил на новую. Ведь тогдашние крестьяне еще недалеко ушли от язычества и считали молитвы чем-то вроде колдовских заклинаний. А если изменить в заклинании хоть одно слово или жест - оно перестанет действовать. Никон же изменил не одно слово, а чуть ли не все. В знак протеста против антихристовой веры раскольники устраивали самосожжения. Возрождалось древнее учение циркумцеллионов - мученическая смерть гарантирует райское блаженство. Правда, раскольники сжигали только своих - и тем самым в лучшую сторону отличались от нынешней Аум сенрике, возродившей идеологию циркумцеллионов в первозданном виде, только с использованием вместо дубинки нервно-паралитического газа зарин. Раскольники сгорали в огне тысячами, но в живых оставались сотни тысяч, и в конце концов у староверов хватило людей и денег, чтобы устроить революцию 1905-го года, после которой гражданам России была дарована свобода вероисповедания. В 17-м веке часть староверов, признав церковь испроказившеюся, решили, что вместе с церковью утратили силу и все ее таинства - включая, естественно, брак. А чтобы не очень скучать без брака, эти раскольники постановили: Не считается грехом плотское совокупление по взаимному согласию.
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |