Все в тобi! Рубрики
Антихрист
Никониянство
Символ Веры
История
География
Ныне
Новости
Примеры благочестияСтрастотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна ПутинаСогласыПоповцы
Беспоповцы
Святые места Старой ВерыМосква Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва АмерикаАпологетика Старой Веры, свидетельстваЕвангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-цДревнерусская библиотекаО сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О АдамеОбрядКрещение Ссылки |
Господи.
Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!
ЭСТОНИЯПервые русские староверы появились в Эстонии в конце ХVII века. Они выстроили деревни вдоль побережья Чудского озера, в которых дома стоят по одной улице и отличаются своеобразной архитектурой. Мужчины занялись рыбной ловлей, а женщины - огородничеством. До наших дней причудские деревни славятся выращиванием лука и цикория, причем необычайные прямые и высокие луковые грядки копаются вручную. Женились или выходили замуж староверы в основном за жителей своей или соседней деревни, но обязательно за единоверца. Семьи были многодетные, т.к. насильственное прерывание беременности запрещалось. В каждом доме держали отдельную посуду не только для иноверцев, но и для роженицы, которая считалась нечистой и не могла даже присутствовать при крещении своего ребенка. За три с лишним столетия староверы Эстонии не раз переживали очень тяжелые времена. Уже в ХIХ в., когда власть в Российской империи всячески старалась укрепить позиции православия, им запрещалось не только крестить и венчаться по свои обычаям, но даже хоронить. В деревнях Причудья священники отнимали детей у родителей-староверов, перекрещивали их и отдавали на воспитание православным. Здания молелен не только неоднократно горели, но их закрывали или отбирали у старообрядцев, положение которых вызывало сочувствие у русских писателей. Так, будучи православным, известный писатель Николай Лесков, который видел в церковном расколе глубокую трагедию русских - разрушение единства нации, с возмущением выступил против разорения молельных после того, как восемь наставников Дерптского (Тартуского) уезда были отправлены в ссылку, где умерли как пострадавшие за веру. Он писал: ”Дерптские раскольники не имеют прав перед законом, ни наставников, ни молельни, ни жен, ни детей, ни прав, ни обязанностей”. С самого начала трагического ХХ в. во время гражданской войны в Причудье п обывали и немцы, и эстонцы, и красные, и белые. Было пролито много крови. Начавшееся в период первой Эстонской республики возрождение старообрядческого движения, насчитывающего более 10 тысяч человек, с организацией кружка для молодежи, изучением знаменитого знаменного пения, участием в издании журнала ”Русская старина”, построением новых молелен было прервано Второй мировой войной. Во время войны было уничтожено много жилых домов, сгорели моленные (в том числе Тартуская, в которой по преданию находилась икона работы Андрея Рублева), а после ее окончания из деревень Причудья многие русские жители были высланы как ”враги народа” и далеко не всем из них удалось вернуться в Эстонию. При советской власти многие староверы скрывали свою принадлежность к церкви предков, и только в последние годы, после восстановления в Эстонии в 1995 г. Союза старообрядческих общин, в котором насчитывается 15 тысяч староверов по происхождению, появилась надежда, что уникальный пласт древней культуры на эстонской земле будет сохранен. Вот только не призрачна ли эта надежда? Зоя Ивановна Куркина, потомственная староверка, клирошанка, которая 11 лет назад, после выхода на пенсию, вернулась в родную деревню Варнья и дает в начальной школе уроки нравственности в традициях и понятиях веры предков, говорит, что старообрядчество в Эстонии иссякает. Почему это происходит? ”Старообрядчество - особая религия. Она, в отличие от других религий, которые пропагандировались, иногда насильственно навязывались государством или привносились извне, как это мы сегодня наблюдаем с братьями Йеговы, традиционно воспитывалась в семье. Сегодня эта семейственная связь прервана, наши дети и внуки вынуждены покинуть деревни, в которых не могут себе заработать на кусок хлеба. Богато в наших деревнях не жили никогда. Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть книги пожертвований на строительство молелен, в которых часто встречаются взносы по одной или полторы кроны. Но раньше мы могли держаться натуральным хозяйством, воспитывать и обучать детей в своих школах. Я уехала из своей деревни в 1948 г., а когда вернулась, то увидела, что Варнья моего детства и нынешняя - две разные деревни. Наши края опустели, нарушен тот особый уклад жизни, которому поражались эстонцы: неукоснительная чистота, гостеприимство, дух благожелательства. Оставленные дома раскупаются сегодня под дачи случайными людьми. Мне кажется, если бы выходцам из наших мест предпенсионного возраста, многие из которых остались без работы, была предоставлена возможность на льготных условиях покупать себе в причудских деревнях дома и наладить производство экологически чистых продуктов, которые так ценятся во всем мире, то мы смогли бы выжить в трудных экономических условиях и сохранить то, что держало русских в Эстонии несколько веков - нашу веру”. И все-таки после просмотра рабочего материала удивительно деликатного и трепетного фильма эстонского режиссера Пеэтера Сийма о староверах Причудья (на который он собирает деньги по крохам), после экскурсии по историческим местам проживания старообрядцев в Эстонии: посещением школ и моленных, знакомством с бытом и обычаями, участники семинара ”Староверы за рубежом”, многие из которых объездили весь мир в поисках материала по культуре старообрядцев, говорили, что сложившаяся в Эстонии ситуация - уникальна. Старообрядцам удалось здесь в полной мере сохранить преемственность веры, свой язык, традиции, уклад жизни. При этом они на протяжении столетий мирно соседствуют с эстонцами, представляя с ними один народ с разными культурами. Ученые из Литвы, которые на протяжении последних 6 лет пытались изучать жизнь староверов по другую сторону Чудского озера, утверждали, что там картина совершенно другая: староверы на Псковщине попали в полную изоляцию, они чувствуют себя изгоями и всячески скрывают принадлежность к старообрядчеству. Впрочем, положение староверов в Эстонии может измениться уже в обозримом будущем. Согласно грядущей административно-территориальной реформе, районы исконного проживания староверов, основное население которых составляют русские, будут объединены с эстонскими волостями. Это новое испытание может положить конец старообрядчеству в Эстонии и привести к ассимиляции нескольких тысяч русских, которые сумели сохраниться на протяжении веков, проживая автономно в эстонском окружении. Чтобы предотвратить такую перспективу, участники семинара, ведущие ученые из Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и Эстонии в канун самого великого праздника староверов - Пасхи - обратились к премьер-министру нынешнего правительства ЭР Марту Лаару с призывом последовать примеру своих предшественников из правительства Эстонии 1918-40 гг. - времени, когда старообрядцы находились под охраной государства и пользовались его поддержкой. Они высказывают надежду, что в настоящее время, когда независимая ЭР при построении эстонского общества в какой-то степени моделирует современный мир, современную Европу с ее разнообразием культур, эстонское правительство будет способствовать сохранению и развитию старообрядческого очага культуры мирового уровня на земле Эстонии. Интересно, кто возобладает в Марте Лааре при рассмотрении этого обращения - историк или политик?
|
ГарьДугинскиететрадки Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты |