(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
68-69
Толкование: змий глаголется дьявол, а лживый пророк
* учитель ложной, папа или патриарх, а зверь * царь лукавой,
любяй лесть и неправду.
Сия три перъста предал Фармос, папа римъской, * благословлял
и крестилъся ими. И по нем бывый Стефан, седмый
папа, выкопав, поругал ево, перъст отсекше, бросил
на землю, и разступилася земля, и пожре перст. Таже, отсекше,
другий бросил, и бысть пропасть велика; потом и
третий, отсекши, бросил, и изыде из земли смрад лют, и
начаша люди от смрада издыхати. Стефан же велел и тело
Фармосово в Тиверь-реку кинуть и, сложа персты своя
по преданию, благословил пропасть, и снидеся земля
по-прежнему паки*. О сем писано в летописце латынском, о
вере Книга указует летописец которой*.
Но аще ревнитель Стефан и обличил сию триперъсную
ересь, а однако римляне и доныне трема персты крестятся,
потом и Польшу прельстили, и вси окресныя реши(70),
немец, и серби, и албанасы, и волохи, и греки, вси обольстились.
А ныне и наша Русь ту же три перста возлюбила,
предание Никона-отступника со дьяволом и с Фармосом.
Еще же и новой адов пес выскочил из безны * в
греках Дамаскин, иподьякон-безимянник, и предал безумным
грекам те же три перста, толкует за Троицу, отсекая
вочеловечение Христово*. Чему быть! Выблядок того
же римскаго костела, брат Никону-патриарху! Да там
же в греках какой-то, сказывают, протопоп Малакса архиереом
и ереом благословлять рукою повелевает, некако
странно сложа персты, * Исус Христом*. Все дико: у давешняго
врага вочеловечения неть, а у сего Малаксы святыя
Троицы нет. Чему быть! Время то пришло, некем им
играть, аже не Богом. Да что на них и сердитовать! Писаное
время пришло. Ипполит святый и Ефрем Сирин, издалеча
уразумев о сем времени, написали сице*: "И даст
им скверный печать свою за знамение Спасителево". Се о
трех перъстах реченно. Егда сам себя волею своею печатает
трема персты, таковаго ум темен бывает и не разумевает
правая, всегда помрачен, печати ради сея скверныя.
Еще же и другое писание: "И возложит им скверный и мерский
образ на чело". Се писано о архиерейском благословении,
еже Малакса предал; от разумеющих толкуется: идол
в руке слагая, на чело возлагают, еже есть мерский образ.
Да будут оне прокляти со своим мудрованием развращенным,
тот * так, другой * инак, сами в себе несогласны,
враги креста Христова!
Мы же держим святых отец предание, Мелетия и прочих,
неизменно. Якоже знаменуемся пятью перъсты, тако
же и благословляем пятью перъсты во Христа и во святую
Троицу, слагая по вышереченному, как святии предаша. И
при царе Иване бывый в Москве поместный собор* так же
персты повелевает слагати, якоже Феодорит, и Мелетий, и
Петр, и Максим Грек научиша* пятью персты креститися
и благословляти. Тамо на соборе быша знаменоносцы Гурий
и Варсонофий, и Филипп * русския чюдотворцы*. И
ты, правоверне, без сомнения держи предание святых отец,
Бог тебя благословит, умри за сие, и я с тобою же должен.
Станем добре, не предадим благоверия, не по што нам ходить
в Персиду мучитца, а то дома Вавилон нажили. Слава
о сем Христу, Сыну Божию, со Отцем и со Святым Духом,
ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Ну, старец, моево вякания много веть ты слышал! О
имени Господни повелеваю ти, напиши и ты рабу-тому
Христову, как Богородица беса-тово в руках-тех мяла и
тебе отдала, и как муравьи-те тебя за тайно-ет уд ели, и
как бес-от дрова-те сожег, и как келья-та обгорела, а в ней
все цело, и как ты кричал на небо-то, да и иное, что помнишь.
Слушай же, что говорю! Не станешь писать, так я
осержусь: у меня любил слушать, чево соромитца! Скажи
жо хотя немношко. Апостоли Павел и Варнава на соборе
сказывали же во Еросалиме пред всеми, е л и к а
с о т в о р и Б о г з н а м е н и я и ч ю д е с а
в о я з ы ц е х с н и м а*,
70-71
в Деяниих зачало 36. И 42 зачало: И в е л и ч а ш е с я
и м я Г о с п о д а И с у с а. М н о з и ж е о т
в е р о в а в ш и х п р и х о ж д а х у, и с п о в е д у ю щ е
и с к а з у ю щ е д е л а с в о я*.
Да и много тово найдется во Апостоле и в Деянии.
Сказывай, небось, лише совесть крепку держи; не себе
славы ища говори, но Христу и Богородице. Пускай раб-от
Христов веселится, чтучи, а мы за чтущих и послушающих
станем Бога молить. Как умрем, так оне помянут нас, а мы
их там помянем. Наши оне люди будут там, у Христа, а мы
их во веки веком. Аминь.
70 - народы
<<
.