Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

64-65

Потаща гоны места, ноги задрожат,
да и паду в лямке среди пути ниц лицом, что пьяной:
и озябше, встав, еще попойду столько же * и паки упаду.
Бился так много, блиско полуночи.
Скиня с себя мокрое платье, вздел на мокрую
рубаху сухую тонкую тафтяную белыю шубу и взлез на
вершину древа, уснул. Поваляся, пробудился, * ано все
замерзло, и базлуки на ногах замерзли, шубенко тонко, и
живот озяб весь. Увы, Аввакум, бедная сиротина, яко искра
огня угасает и яко неплодное древо посекаемо бывает,
только смерть пришла. Взираю на небо и на сияющия
звезды, тамо помышляю Владыку, а сам и прекреститися
не смогу: весь замерз. Помышляю лежа: "Христе, свете
истинный, аще не ты меня от безгоднаго(68) сего и нечаемаго
времени избавишь, нечева мне стало делать, яко червь
исчезаю". А се согреяся сердце мое во мне, ринулся с места
паки к нарте и на шею, не помню как, взложил лямку,
опять потащил.

Ино нет силки; еще версты с четыре до двора, покинул и
нехотя все, побрел один. Тащилъся с версту да и повалился,
только не смогу; полежав, еще хощу побрести, ино ноги
обмерзли: не смогу подымать, ножа нет, базлуков отрезать
от ног нечем. На коленях и на руках полз с версту. Колени
озябли, не могу владеть, опять лег. Уже двор и не само
далеко, да не могу попасть; на гузне помаленьку ползу,
кое-как и дополз до своея конуры. У дверей лежу, промолыть
не могу, а отворить дверей не могу же.

К утру уже встали: уразумев, протопопица втащила меня,
бытто мертвова, в ызбу; жажда мне велика * напоила
меня водою, разболокши. Два ей горя, бедной, в ызбе стало:
я да корова немощная, только у нас и животов было,
упала на воде под лед, изломався, умирает, в ызбе лежа;
в двацети в пяти рублях сия нам пришла корова, робяткам
молочка давала. Царевна Ирина Михайлова ризы мне
с Москвы и всю службу в Тоболеск прислала*, и Пашков,
на церковной обиход взяв, мне в то число коровку ту было
дал; кормила с робяты год-другой; бывало и с сосною,
и с травою молочка тово хлебнешь, так лехче на брюхе.

Плакав, жена бедная с робяты зарезала корову и истекшую
кровь ис коровы дала найму-казаку, и он приволок
мое с рыбою нарту.

На обеде я едше, грех ради моих, подавился * другая
мне смерть! С полчаса не дышал, наклонясь, прижав руки,
сидя. А не кусом подавился, но крошечку рыбки положа в
рот: вздохнул, воспомянув смерть, яко ничтоже человек в
житии сем, а крошка в горло и бросилась, да и задавила.
Колотили много в спину, да и покинули; не вижу уж и людей,
и памяти не стало, зело горько-горько в то время было.
Ей, горька смерть грешному человеку!

Дочь моя Агрепена* была не велика, плакав, на меня
глядя, много, и, никто ея не учил, * ребенок, розбежався,
локтишками своими ударилась в мою спину, и крови печенье
из горла рыгнуло, и дышать стал. Большие промышляли
надо мною много и без воли Божий не могли ничево
зделать, а приказал Бог ребенку, и он, Богом подвизаем,
пророка от смерти избавил. Гораздо не велика была, промышляет
около меня, бытто большая, яко древняя Июдифь
о Израили, или яко Есвирь о Мардохее, своем дяде, или
Девора мужеумная о Вараце*.

Чюдно гораздо сие, старец: промысл Божий ребенка наставил
пророка от смерти избавить!

Дни с три у меня зелень горькая из горла текла, не мог
ни есть, ни говорить: сие мне наказание за то, чтоб я не
величался пред Богом совестию своею, что напоил меня
среди озера водою. А то смотри, Аввакум, * и ребенка
ты хуже, и дорогою, было, идучи, исчезнул, * не величайся,
дурак, тем, что Бог сотворит во славу свою чрез тебя
какое дело, прославляя свое пресвятое имя. Ему слава
подобает, Господу нашему Богу, а не тебе, бедному, худому
человеку. Есть писано во пророцех, тако глаголет Господь:
с л а в ы с в о е я и н о м у н е д а м.* Сие реченно
о лжехристах, нарицающихся Богом, и на жиды, не исповедающих
Христа Сыном Божиим. А инде писано : с л а в я щ и я
м я * п р о с л а в л ю.* Сие реченно о святых Божиих;
егоже хощет Бог, того прославляет.


68 - безвременного


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика