Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

62-63

И по правиле утреннем на коробочку
постели платочик, пред образом зажги свечку, и на
ложечку водицы устрой на коробке, и в нея положи часть
Тайны, покадя кадилом, приступя со слезами, глаголя:
"Се приступаю к божественному причащению, Владыко, да не
опалиши мя приобщением, но очисти мя от всякия скверны,
огнь бо, рекл еси, недостойных опаляя, се предлежит
Христос на пищу всем, мне же прилеплятися Богови благо
есть и полагати на Господа упование спасения моего,
аминь"*. И потом причастися с сокрушенным сердцем, и
паки воспой благодарная к Богу, и поклонцы по силе, прощение
ко брату. Аще един, и ты ко образу, пад на землю,
глаголи: "Прости мя, Владыко, Христе Боже, елико согреших"*,
* весь до конца говори. И потом образ целуй и крест
на себе. А прежде причастия надобе же образ целовать.
Ну, прости же и меня, а тебя Бог простит и благословит.
Вот хорош и умереть готов; сице видал в правилех указано,
твори так, не блюдись.

Еще тебе скажу, старец, повесть, как я был в Даурах с
Пашковым с Афонасьем на озере Иръгене. Гладны гораздо,
а рыбы никто добыть не может, а инова и ничево нет, от
глада исчезаем. Помоля я Бога, взяв две сети, в протоке
перекидал; наутро пришел, ано мне Бог дал шесть язей да
две щуки. Ино во всех людях дивно, потому никто ничево
не может добыть. На другие сутки рыб з десять мне Бог
дал. Тут же сведав Пашков и исполняся зависти, збил меня
с тово места и свои ловушки на том месте велел поставить,
а мне, на смех и ругаясь, указал место на броду, где коровы
и козы бродят. Человеку воды по лодышку, какая рыба * и
лягушек нет! Тут мне зело было горько. А се, подумав, рече:
"Владыко челевеколюбче, не вода дает рыбу, ты вся
промыслом своим, Спасе наш, строишь на пользу нашу.
Дай мне рыбки той на безводном том месте, посрами дурака
тово, прослави имя твое святое, да не рекут невернии:
г д е е с т ь Б о г и х!"* И помоляся, взяв сети, в воде з
детьми бродя, положили сети. Дети на меня, бедные, кручиняся,
говорят: "Батюшко, к чему гноить сети-те? Видиш
ли, и воды нету, какой быть рыбе?" Аз же, не послушав их
совету, на Христа уповая, зделал так, как захотелось.

И наутро посылаю детей к сетям. Оне же отвещали:
"Батюшко-государь, пошто итти, какая в сетях рыба? Благослови
нас, и мы по дрова лутче збродим". Меня же дух
подвизает, чаю в сетях рыбу. Огорчась на большова сына
Ивана, послал ево одново по дрова, а с меньшим потащилъся
к сетям сам, гораздо о том Христу докучаю. Егда
пришли, ино и чюдно, и радошно обрели: полны сети напехал
Бог рыбы, свившися клубом и лежат с рыбою о середке.
И сын мой Прокопей закричал: "Батюшко-государь, рыба,
рыба!" И аз ему отвещал: "Постой, чадо, не тако подобает,
но прежде поклонимся Господу Богу, и тогда пойдем в воду".
И помолясь, вытащили на берег рыбу, хвалу возсылая
Христу Богу. И паки построя сети на том же месте, рыбу
насилу домой оттащили. Наутро пришли * опять столько
же рыбы, на третий день * паки столько же рыбы. И
слезно, и чюдно то было время.

А на прежнем нашем месте ничево Пашкову не дает
Бог рыбы. Он же, исполняся зависти, паки послал ночью
и велел сети мои в клочки изорвати. Что-петь з дураком
делаешь! Мы, собрав рваные сети, починя втай, на ином
месте промышляв рыбку, кормились, от нево таяся. И зделали
ез, Бог же и там стал рыбы давати; а дьявол ево научил,
и ез велел втай раскопать. Мы, терпя Христа ради,
опять починили; и много тово было. Богу нашему слава,
ныне и присно и во веки веком. Т е р п е н и е у б о г и х
н е п о г и б н е т д о к о н ц а*.

Слушай-ко, старец, еще. Ходил я на Шакшу-озеро* к
детям по рыбу, * от двора верст с пятнатцеть, там с людми
промышляли, * в то время как лед треснул и меня
напоил Бог. И у детей накладше рыбы нарту большую, и
домой потащил маленким детям, после Рожества Христова.
И егда буду насреди дороги, изнемог, таща по земле
рыбу, понеже снегу там не бывает, токмо морозы велики.
Ни огня, ничево нет, ночь постигла, выбилъся из силы,
вспотел, и ноги не служат. Верст с восм до двора;
рыба покинуть и так побрести * ино лисицы розъедят; а
домашние гладны; все стало горе, а тащить не могу.


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика