Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

56-57

А егда я в Сибири, в Тобольске, был, туды еще везли,
привели ко мне бешанова, Феодором звали. Жесток же был
бес в нем. Соблудил в Велик день*, празник наругая, да и
взбесился, жена ево сказывала. И я в дому своем держал
месяца з два; стужал(66) об нем Божеству, в церковь водил и
маслом освятил. И помиловал Бог: здрав бысть и ум исцеле.

И стал со мною на крылосе петь; а грамоте не учен,
и досадил мне в литоргию во время переноса. Аз же ево
в то время на крылосе побив, и в притворе пономарю велел
к стене приковать. Он же, вышатав пробой, взбесился
и старова больши. И ушед к большому воеводе* на двор,
людей розгоняв и сунъдук разломав, платье княинино на
себя вздел, в верху у них празнует, бытто доброй человек.
Князь же, от церкви пришел, и осердясь, велел многими
людми в тюрму ево оттащить. Он же в тюрме юзников
бедных перебил и печь розломал. Князь же велел в село ко
своим ево отслать, где он живал. Он же, ходя в деревнях,
пакости многия творил.

Всяк бегает от него, а мне не дадут воеводы, осердясь.
Я по нем пред Владыкою на всяк день плакал: Бог, было,
исцелил, да я сам погубил. Посем пришла грамота с
Москвы, велено меня на Лену ис Тобольска сослать*. Егда
я на реку в Петров день в дощеник собралъся, пришел ко
мне бешаной мой Феодор целоумен. На дощенике при народе
кланяется на ноги мои, а сам говорит: "Спаси Бог,
батюшко, за милость твою, что пожаловал, помиловал мя.
Бежал-де я по пустыни третьева дни, а ты-де мне явилъся
и благословил меня крестом; беси-де и отбежали от меня.
И я-де и ныне пришел, паки от тебя молитвы и благословения
прошу". Аз же, окаянный, поплакал, глядя на него, и
возрадовахся о величии Бога моего, понеже о всех печется
и промышляет Господь: ево исцелил, а меня возвеселил. И
поуча ево и благословя, отпустил к жене ево в дом. А сам
поплыл в ссылку, моля о нем света-Христа, да сохранит
ево от неприязни впредь. Богу нашему слава!

Простите меня, старец с рабом-тем Христовым: вы мя
понудисте сие говорить.

Однако уж розвякался, * еще вам повесть скажу. Еще
в попах был, там же, где брата беси мучили, была у меня
в дому молодая вдова, давно уж, и имя ей забыл, помнится,
кабы Евфимьею звали, * ходит и стряпает, все делает
хорошо. Как станем в вечер правило начинать, так ея бес
ударит о землю, омертвеет вся и яко камень станет, кажется,
и не дышит. Ростянет ея на полу, и руки, и ноги, * лежит
яко мертва. Я, "О, всепетую"* проговоря, кадилом
покажу, потом крест положу ей на голову и молитвы Великаго
Василия в то время говорю, так голова под крестом
свободна станет, баба и заговорит. А руки, и ноги, и тело
еще каменно. Я по руке поглажу крестом * так и рука свободна
станет, я так же по другой * и другая освободится
так же, я и по животу * так баба и сядет. Ноги еще каменны.
Не смею туды гладить крестом. Думаю, думаю, да
и ноги поглажу * баба и вся свободна станет. Воставше,
Богу помолясь, * да и мне челом. Прокуда-таки, ни бес,
ни што, в ней был, много време так в ней играл. Маслом ея
освятил, так вовсе отшел, исцелела, дал Бог.

А иное два Василия бешаные бывали у меня прикованы,
странно и говорить про них.

А еще сказать ли, старец, повесть тебе? Блазновато кажется,
да уже сказать * не пособить. В Тобольске была
девица у меня, Анною звали, как впред еще ехал. Маленька
ис полону, ис кумык, привезена, девъство свое непорочно
соблюла. В совершенъстве возраста отпустил ея хозяин ко
мне. Зело правильно и богоугодне жила. Позавиде диявол
добродетели ея, наведе ей печаль о Елизаре, о первом хозяине
ея. И стала плакать по нем, таже и правило презирать,
и мне учинилась противна во всем, а дочь мне духовная.
Многажды в правило и не молясь простоит, дремлет, прижав
руки. Благохитрый же Бог, наказу я ея, попустил беса
на нея: стоя леностию в правило, да и взбесится. Аз же,
грешный, жалея по ней, крестом благославлю и водою покроплю,
и бес отступит от нея. И тово было многажды.


66 - докучал


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика