Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

52-53

Возставше, в третьие ту же Василиеву речь закричал к
бесу: "Изыди от создания сего!" Бес же скорчил в кольцо
брата и, пружався(61), изыде и сел на окошке. Брат же
быв яко мертв.

Аз же покропил ево святою водою, он же, очхнясь, перъстом
мне на окошко, на беса сидящаго, указует, а сам не говорит,
связавшуся языку его. Аз же покропил водою
окошко * и бес сошел в жерновый угол(62). Брат же паки за ним
перъстом указует. Аз же и там покропил водою * бес же
оттоля пошел на печь. Брат же и там ево указует * аз же
и там тою же водою. Брат же указал под печь, а сам прекрестился.
И я не пошел за бесом, но напоил брата во имя Господне
святою водою.

Он же, вздохня из глубины сердца, ко мне проглагола
сице: "Спаси Бог тебя, батюшко, что ты меня отнял у царевича
и у двух князей бесовских! Будет тебе бить челом
брат мой Аввакум за твою доброту. Да и мальчику тому
спаси Бог, которой ходил во церковь по книгу и по воду
ту святую, пособлял тебе с ними битца. Подобием он, что
и Симеон, друг мой. Подле реки Сундовика* меня водили
и били, а сами говорят: *Нам-де ты отдан за то, что брат
твой на лошедь променял книгу, а ты ея любишь*; так-де
мне надобе поговорить Аввакуму, брату, чтоб книгу ту
назад взял, а за нея бы дал деньги двоюродному брату".

И я ему говорю: "Я, * реку, * свет, брат твой Аввакум!"
И он отвещал: "Какой ты мне брат? Ты мне батько!
Отнял ты меня у царевича и у князей; а брат мой на Лопатищах
живет, будет тебе бить челом". Вот, в ызбе с нами
же, на Лопатищах, а кажется ему * подле реки Сундовика.
А Сундовик верст с пятнатцеть от нас под Мурашкиным да
под Лысковым течет. Аз же паки ему дал святыя воды. Он
же и судно(63) у меня отнимает и съесть хочет: сладка ему
бысть вода! Изошла вода, и я пополоскал и давать стал, он
и не стал пить.

Ночь всю зимнюю с ним простряпал. Маленько полежав
с ним, пошел во церковь заутреню петь. И без меня паки
беси на него напали, но лехче прежнева. Аз же, пришел от
церкви, освятил его маслом, и паки беси отидоша, и ум цел
стал. Но дряхл бысть: от бесов изломай. На печь поглядывает
и оттоле боится. Егда куды отлучюся, а беси и наветовать
станут. Бился я з бесами, что с собаками, недели с
три за грех мой, дондеже книгу взял и деньги за нея дал.
И ездил ко другу своему, Илариону-игумну*, он просвиру
вынял за брата, тогда добро жил, что ныне архиепископ
Резанъской, мучитель стал християнской. И иным друзьям
духовным бил челом о брате. И умолили о нас Бога.

Таково-то зло преступление заповеди отеческой! Что же
будет за преступление заповеди Господни? Ох, да только,
огонь да мука! Не знаю, как коротать дни. Слабоумием
объят и лицемерием, и лжею покрыт есм, братоненавидением
и самолюбием одеян, во осуждении всех человек погибаю.
И мняся нечто быти, а калъ и гной есм, окаянной,
прямое говно. Отовсюду воняю * и душею, и телом. Хорошо
мне жить с собаками и со свиниями в конурах, так же
и оне воняют. Да псы и свиньи по естеству, а я чрез естество
от грех воняю, яко пес мертвой, повержен на улице
града. Спаси Бог властей тех, что землею меня закрыли!
Себе уже воняю, злая дела творяще, да иных не соблажняю.
Ей, добро так!

Да и в темницу ко мне бешаной зашел, Кирилушком
звали, московской стрелец, караульщик мой. Остриг ево аз
и платье переменил: зело вшей было много. Замкнуты, двое
нас с ним, живем, да Христос с нами и пречистая Богородица.
Он, миленькой, бывало, сцыт под себя и серет, а я
ево очищаю. Есть и пить просит, а без благословения взять
не смеет. У правила стоять не захочет, * диявол сон ему
наводит, и я четками постегаю, так и молитву творить станет
и кланяется за мною, стоя. И егда правило скончаю, он
и паки бесноватися станет. При мне беснуется и шалует, а
егда пойду к старцу посидеть в ево темницу, а Кирила положу
на лавке, и не велю вставать ему, и благословлю его,
и докамест у старца сижу, лежит и не встанет, за молитв
старцовых, Богом привязан, лежа беснуется.


61 - напружившись
62 - придверный угол в избе
63 - сосуд


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика