Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

50-51

Простите же и молитеся о мне,
а я о вас, чтущих сие и послушающих.
Неука, я человек и несмыслен гораздо, больши тово жить
не умею; а что зделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу
молятся о мне. В день века вси же познают соделанная
мною * или добрая, или злая. Но аще и не учен словом, но
не разумом; не учен диалектика, и риторики, и философии,
а разум Христов в себе имам, якоже и апостол глаголет:
"Аще и невежда словом, но не разумом".*

Еще вам про невежество свое скажу: зглупал, отца своего
заповедь преступил, и сего ради дом мой наказан бысть.
Внимай Бога ради и молися о мне.

Егда еще я был попом, духовник царев Стефан Внифаньтиевич
благословил меня образом Филиппа, митрополита да
книгою Ефрема Сирина*, себя пользовать, прочитая, и людей.
А я окаянной, презрев благословление отеческое и приказ,
ту книгу брату двоюродному, по докуке ево, на лошедь
променял. У меня же в дому был брат мой родной, именем
Евфимей, зело грамоте был горазд и о церкве велико
прилежание имел, напоследок взят был к большой царевне
в Веръх*, а в мор и з женою преставился. Сей Евфимей
лошедь сию поил, и кормил, и гораздо об ней прилежал,
презирая и правило многажды.

И виде Бог неправду з братом в нас, яко неправо ходим
по истинне: я книгу променял, отцову заповедь преступил,
а брат, правило презирая, о скотине прилежал, изволил нас
Владыко сице наказать. Лошадь ту по ночам и в день в конюшнею
стали беси мучить * всегда заезжена, мокра и еле
стала жива. Я недоумеюся, коея ради вины бес озлобляет
нас так. И в день недельный после ужины, в келейном правиле,
на полунощнице, брат мой Евфимей говорил кафизму
"Непорочную"* и завопил высоким гласом: "Призри на
мя и помилуй мя!"* и, испустя книгу из рук, ударился
о землю, от бесов бысть поражен, начал неудобно(58) кричать
и вопить, понеже беси жестоко мучиша его. В дому же
моем иные родные два брата, Козьма и Герасим, больши
ево, а не смогли ево держать; и всех домашних, человек
с тритцеть, держа ево, плачют пред Христом и,
моляся, кричат: "Господи, помилуй! Согрешили пред тобою,
прогневали благость твою! За молитв святых отец
наших помилуй юношу сего!" А он пущи бесится, и
бьется, и кричит, и дрожит.

Аз же помощию Божиею в то время не смутился от
голки(59) бесовския тоя. Кончавше правило обычное, паки
начах Христу и Богородице молитися, со слезами глаголя:
"Всегосподованная госпоже, владычице моя, пресвятая
Богородице! Покажи ми, за которое мое согрешение таковое
быст ми наказание, да уразумев, каяся пред Сыном твоим
и пред тобою, впредь тово не стану делать!" И плачючи,
послал во церковь по Потребник и по святую воду сына
моего духовного Симеона, юношу лет в четырнатцеть, таков
же, что и Евфимей; дружно меж себя живуще Симеон
со Евфимием, книгами и правилом друг друга подкрепляюще
и веселящеся, оба в подвиге живуще крепко, в посте
и молитве. Той же Симеон, по друге своем плакав, сходил
во церковь и принес книгу и святую воду. И начах аз
действовать над обуреваемым молитвы Великаго Василия. Он
мне, Симеон, кадило и свещи подносил и воду святую; а
прочии беснующагося держали. И егда в молитве дошла
речь: "Аз ти о имени Господни повелеваю, душе немый и
глухий, изыди от создания сего и к тому(60) не вниди в него,
но иди на пустое место, идеже человек не живет, но
токмо Бог призирает", бес же не слушает, не идет из брата.
И я паки ту же речь вдругоряд, и бес еще не слушает,
пущи мучит брата.

Ох, горе, как молыть! И сором, и не смею! Но по повелению
старца Епифания говорю, коли уж о сем он приказал
написать. Сице было. Взял я кадило и покадил образы и
беснова, и потом ударилъся о лавку, рыдав на мног час.


58 - тяжко
59 - сумятицы
60 - никогда больше


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика