Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

48-49

И я, плюнув на землю, говорил:
"Я, * реку, * плюю на ево кормлю; не едше умру,
а не предам благоверия". И по том повели меня в темницу,
и не ел дней з десяток, да братья велели.

Таже священника Лазаря взяли и вырезали язык из горла;
кровь попошла, да и перестала; он в то время без языка
и паки говорить стал. Таже положа правую руку на плаху,
по запястье отсекли, и рука отсеченая, лежа на земли,
сложила сама по преданию перъсты и долго лежала пред
народы, исповедала, бедная, и по смерти знамение Спасителево
неизменно. Мне су и самому сие чюдно: бездушная
одушевленных обличает! Я на третей день у Лазаря во рте
рукою моею гладил, * ино гладко, языка нет, а не болит,
дал Бог, а говорит, яко и прежде. Играет надо мною: "Щупай,
протопоп, забей руку в горло-то, небось, не откушу!"
И смех с ним, и горе! Я говорю: "Чево щупать, на улице
язык бросили". Он же сопротив: "Собаки оне, вражьи дети!
Пускай мои едят языки". Первой у него лехче и у старца
на Москве резаны были, а ныне жестоко гораздо. А по дву
годах и опять иной язык вырос, чюдно, с первой жо величиною,
лишо маленько тупенек.

Таже взяли соловецкаго пустынника, старца Епифания;
он же молив Пилата тощне и зело умильне, да же повелит
отсещи главу его по плеча веры ради и правости закона.
Пилат же отвеща ему, глагола: "Батюшко, тебя упокоить,
а самому мне где детца? Не смею, государь, так зделать". И
не послушав полуголова старцова моления, не отсече главы
его, но повеле язык его вырезать весь же.

Старец же прекрестя лице свое и рече, на небо взирая:
"Господи, не остави мя, грешнаго", и вытяня своима рукама
язык свой, спекулатару на нож налагая, да же, не милуя
его, режет. Палач же, дрожа и тресыйся, насилу выколупал
ножем язык из горла; ужас бо обдержаше ево и трепетен бяше*.
Палач же, пожалея старца, хотя ево руку по составам
резать, да же бы зажило впредь скорее; старец же, ища себе
смерти, поперег костей велел отсещи, и отсекоша четыре
перъста. И сперва говорил гугниво. Таже молил пречистую
Богоматерь, и показаны ему оба языки, московской и пустозеръской,
на воздухе; он же, един взяв, положил в рот свой
и с тех мест стал говорить чисто и ясно, а язык совершен
обретеся во рте.

Посем взяли дьякона Феодора и язык вырезали весь же,
осталъся кусочик в горле маленек, накось резан, не милость
показуя, но руки не послужили * от дрожи и трепета нож
из рук валилъся. Тогда на той мере и зажил, а опосле и
паки с прежней вырос, лише маленко тупенек. Во знамение
Бог так устроил, да же разумно неверному, яко резан. Мы,
верни суть, и без знамения веруем старому Христу Исусу,
Сыну Божию, свету, и преданное от святых отец старобытное
в церкви держим неизменно; а иже кому недоразумно,
тот смотри на знамение и подкрепляйся.

У него же, дьякона, отсекли руку поперег ладони, и все,
дал Бог, здорово стало; по-прежнему говорит ясно и чисто.
И у него вдругоряд же язык резан; на Москве менши нынешняго
резано было. Пускай никонияня, бедные, кровию
нашею питаются, яко мед испивая!

Таже осыпали нас землею. Струб в земле, и паки около
земли другой струб, и паки около всех общая ограда за
четырьми замками; с т р а ж и е же десятеро с человеком
с т р е ж а х у т е м н и ц у*.

Мы же здесь, и на Мезени, и повсюду сидящий в темницах
поем пред Владыкою Христом, Сыном Божиим, Песни Песням,
ихже Соломан воспет, зря на матерь Вирсавию:
"Се еси добра, прекрасная моя! Се еси добра, любимая! Очи
твои горят, яко пламень огня; зубы твои белы паче млека;
зрак лица твоего паче солнечных лучь, и вся в красоте сияешь,
яко день в силе своей. Аминь"*. Хвала о церкве.

Посем у всякаго правоверна прощения прошу. Иное было,
кажется, и не надобно говорить, да прочтох Деяния апостольская
и Послания Павлова * апостолн о себе возвещали жо,
егда Бог соделает в них. Не нам, Богу нашему слава!

А я ничтоже есм. Рекох и паки реку: аз сем грешник,
блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам,
и всякому человеку окаянной лицемерец.


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика