Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

32-33

И Давыд глаголет, я к о а щ е н е
б ы Г о с п о д ь в н а с, в н е г д а в о с т а т и
ч е л о в е к о м н а н ы, у б о ж и в ы п о ж е р л и
б ы ш а н а с*. Но Господь всяко избавил мя есть и до ныне избавляет,
мотаюсь, яко плевел посреде пшеницы, посреде добрых людей,
а инъде су посреде волков, яко овечка, или посреде псов,
яко заяц, всяко перебиваесся о Христе Исусе. Но грызутся
еретики, что собаки, а без Божьи воли проглотить не
могут. Да воля Господня, что Бог даст, то и будет. Без
смерти и мы не будем; надобно бы что доброе-то зделать
и с чем бы появиться пред Владыку, а то умрем всяко.
Полно о сем.

Егда поехали из Даур, Кормчию книгу прикащику дал,
и он мне мужика-кормщика дал. Прикащик же дал мучки
гривенок с тритцеть да коровку, да овечок. Мясцо иссуша,
и пловучи, тем лето питались. Стало пищи скудать, и мы
з братьею Бога помолили, и Христос нам дал изубря, боль-
шова зверя, тем и до Байкалова моря доплыли.

У моря русских людей наехали * рыбу промышляют
и соболи. Ради нам, миленькие, Терентьюшко з братьею;
упокоя нас, всево надавали много. Лотку починя и парус
скропав, пошли чрез море. Окинула нас на море погода, и
мы гребми перегреблися: не больно широко о том месте,
или со сто, или с восмъдесят верст. Чем к берегу пристали,
востала буря ветренная, насилу и на берегу место
обрели от волн восходящих. Около его горы высокия, утесы
каменныя и зело высоки, * дватцеть тысящ верст и
больши волочился, а не видал нигде таких гор. На верху
их полатки и повалуши, врата, и столпы, и ограда * все
богоделанное. Чеснок на них и лук ростет больши романовъскаго
и слаток добре. Там же ростут и конопли богорасленные; а во
дворах травы красны и цветны, и благовонны зело. Птиц зело
много, гусей и лебедей, по морю, яко
снег, плавает. Рыба в нем * осетры и таймени, стерледи,
омули и сиги, и прочих родов много. И зело жирна гораздо,
на сковороде жарить нельзя осетрины: все жир будет.
Вода пресная, а нерпы и зайцы великие в нем, * во акиане,
на Мезени живучи, та,ких не видал. А все то у Христа
наделано человека ради, чтоб, упокояся, хвалу Богу воздавал.
А ч е л о в е к, с у е т е к о т о р о й у п о д о б и т с я,
д н и е е г о, я к о с е н ь(46), п р е х о д я т*,
скачет, яко козел, раздувается,
яко пузырь, гневается, яко рысь, съесть хощет,
яко змия, ржет, зря на чужую красоту, яко жребя, лукавует,
яко бес*, насыщаяся невоздержно, без правила спит,
Бога не молит, покаяние отлагает на старость, и потом исчезает,
и не вем, камо отходит * или во свет, или во тьму,
день судный явит коегождо. Простите мя, аз согрешил
паче всех человек.

Таже в русские грады приплыли. В Енисейске зимовал
и, плывше лето, в Тобольске зимовал*. Грех ради наших
война в то время в Сибири была*: на Оби-реке предо мною
наших человек з дватцеть иноземцы побили. А и я у них
был в руках. Подержав у берега, да и отпустили, Бог
изволил. Паки на Иртише скопом стоят иноземцы: ждут
березовских, наших побити. А я к ним и привалил к берегу.
Оне меня и опъступили. И я, ис судна вышед, с ними
кланяяся, говорю: "Христос с нами уставися". Варъвари
же Христа ради умягчилися и ничево мне зла не сотворили,
Бог тако изволил. Торговали со мною и отпустили
меня мирно. Я, в Тоболеск приехав, сказываю, * и
люди все дивятся.

Потом и к Москве приехал*. Три годы из Даур ехал,
а туды пять лет волокся, против воды на восток все ехал,
промежду оръд и жилищ иноземъских. И взад, и впред едучи,
по градом и по селам, и в пустых местех слово Божие
проповедал и, не обинуяся, обличал никониянъскую ересь,
свидетельствуя истинну и правую веру о Христе Исусе.

Егда же к Москве приехал, государь велел поставить
меня к руке, и слова милостивыя были. Казалося, что и в
правду говорено было: "Здорово ли-де, протопоп, живешь?
Еще-де велел Бог видатца". И я сопротив тово рек: "Молитвами
святых отец наших еще жив, грешник. Дай Господи,
ты, царь-государь, здрав был на многа лета".


46 - тень


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика