Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

28-29

Младенец пущи занемог: рука и нога засохли, что батошки.
В зазор пришла, не знает, делать что, а Бог пуще
угнетает: робеночек на кончину пришел. Пестуны, приходя,
плачют ко мне, а я говорю: "Коли баба лиха, живи же
себе одна!" А ожидаю покаяния ея. Вижу, яко ожесточил
диявол сердце ея; припал ко Владыке, чтоб образумил ея.

Господь же премилостивый Бог умягчил ниву сердца
ея: прислала наутро Ивана, сына своего, со слезами прощения
просить. Он же кланяется, ходя около печи моея. А
я на печи наг под берестом лежу, а протопопица в печи,
а дети кое-где перебиваются: прилучилось в дождь, одежды
не стало, а зимовье каплет, * всяко мотаемся. И я,
смиряя, приказываю ей: "Вели матери прощения просить
у Орефы-колдуна". Потом и больнова принесли и положили
пред меня, плача и кланяяся. Аз же, востав, добыл в
грязи патрахель и масло священное нашол, помоля Бога и
покадя, помазал маслом во имя Христово и крестом благословил.
Младенец же и здрав паки по-старому стал, с рукою и с
ногою, манием божественым. Я, напоя водою, и к матери послал.

Наутро прислала бояроня пирогов да рыбы; и с тех
мест примирилися. Выехав из Даур, умерла, миленькая, на
Москве; я и погребал ея в Вознесенском манастыре.

Сведал про младенца Пашков и сам, она сказала ему.
Я к нему пришел, и он поклонился низенько мне, а сам
говорит: "Господь тебе воздаст. Спаси Бог, что отечески
творишь, не помнишь нашева зла". И в тот день пищи
довольно прислал.

А после тово вскоре маленько не стал меня пытать.
Послушай-ко, за что. Отпускал он сына своево Еремея* в
Мунгальское царство* воевать, * казаков с ним 72 человека
да тунъгусов 20 человек. И заставил иноземца шаманить,
сиречь гадать, удастъся ли им поход и з добычаю
ли будут домой. Волхвов же той мужик близ моево зимовья
привел живова барана ввечеру и учал над ним волъхвовать,
отвертя голову прочь, и начал скакать и плясать, и бесов
призывать, крича, много; о землю ударился, и пена изо рта
пошла. Беси ево давили, а он спрашивал их, удастся ли
поход. И беси сказали: "С победою великою и з богатством
большим будете назад".

Ох, душе моей! От горести погубил овцы своя, забыл
во Евангелии писанное, егда з Зеведеевичи на поселян же
стоких советовали: "Г о с п о д и, а щ е х о щ е ш и,
р е ч е в е, д а о г о н ь с н и д е т с н е б е с е
и п о т р е б и т и х, я к о ж е и И л и я с о т в о р и".
О б р а щ ь ж е с я И с у с и р е ч е и м: "Н е
в е с т а(42), к о е г о д у х а е с т а(43) в ы. С ы н
б о ч е л о в е ч е с к и й н е п р и и д е д у ш
ч е л о в е ч е с к и х п о г у б и т и, н о с п а с т и".
И и д о ш а в о и н у в е с ь*.
А я, окоянной, зделал не так. Во хлевине своей с воплем Бога
молил, да не возвратится вспять ни един, да же не збудется
пророчество дьявольское. И много молился о том.

Сказали ему, что я молюся так, и он лише излаял в те
поры меня. Отпустил сына с войском.

Поехали ночью по звездам. Жаль мне их. Видит душа моя,
что им побитым быть, а сам-таки молю погибели
на них. Иные, приходя ко мне, прощаются, а я говорю им:
"Погибнете там!" Как поехали, так лошади под ними взоржали
вдруг, и коровы ту взревели, и овцы и козы заблеяли, и
собаки взвыли, и сами иноземцы, что собаки, завыли,
ужас напал на всех. Еремей прислал ко мне весть, "чтоб
батюшко-государь помолился за меня". И мне ево сильно
жаль: друг мне тайной был и страдал за меня. Как меня
отец ево кнутом бил, стал разговаривать отцу, так кинулся
со шпагою за ним. И как на другой порог приехали, на
Падун, 40 дощеников все в ворота прошли без вреда, а ево,
Афонасьев, дощеник, * снасть добрая была и казаки, все
шесть сот, промышляли о нем, * а не могли взвести, взяла
силу вода, паче же рещи, Бог наказал. Стащило всех в
воду людей, а дощеник на камень бросила, вода и чрез ево
льется, а в нево не идет. Чюдо, как Бог безумных тех учит!
Бояроня в дощенике, а он сам на берегу.


42 - ведаете <вы оба>
43 - есть <вы оба>


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика