Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

24-25

Так мы с робяты огородились, балаганец зделав, огонь курили.
И как до воды домаялись, весною на плотах поплыли
на низ по Ингоде-реке; от Тобольска четвертое лето.

Лес гнали городовой и хоромной, есть стало нечева, люди
стали мереть з голоду и от водяныя бродни. Река песчаная,
засыпная, плоты тяжелые, приставы немилостивые,
палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки
жестокие, огонь да встряска. Люди голодные, лишо станут
бить, ано и умрет, и без битья насилу человек дышит. С весны
по одному мешку солоду дано на десеть человек на все
лето, да петь работай, никуды на промысл не ходи. И веръбы,
бедной, в кашу ущипать збродит * и за то палъкою по
лбу: "Не ходи, мужик, умри на работе". Шесть сот человек
было, всех так-то перестроил. Ох, времени тому, не знаю,
как ум у него изступил!

Однарятка московская жены моея не згнила, по рускому
рублев в полтретьятцеть(39), а по тамошнему и больши. Дал
нам четыре мешка ржи за нея, и мы с травою перебивались.
На Нерче-реке все люди з голоду померли, осталось
небольшое место. По степям скитаяся и по лесу, траву и
корение копали, а мы с ними же, а зимою сосну. Иное
кобылятины Бог даст, а иное от волков пораженных зверей
кости находили, и что у волка осталось, то мы глодали. А
иные и самых озяблых волков и лисиц ели.

Два у меня сына в тех умерли нуждах*. Не велики были,
да, однако, детки. Пускай их, негде ся денут. А с прочими,
скитающеся наги и боси по горам и по острому камению,
травою и корением перебивались. И сам я, грешной, причастен
мясам кобыльим и мертвечьим по нужде. Но помогала
нам по Христе боляроня, воеводъская сноха, Евдокея
Кириловна*, да жена ево, Афонасьева, Фекла Симеоновна*. Оне
нам от смерти Христа ради отраду давали тайно, чтоб он
не сведал. Иногда, пришлют кусок мясца, иногда колобок,
иногда мучки и овсеца, колько сойдется * четверть пудика
и гривенку-другую, а иногда и полпудика, и пудик
передаст, накопя, а иногда у куров корму нагребет. И тое
великие нужды было годов с шесть и больши. А во иные
годы Бог отрадил.

А он, Афонасей, наветуя, мне безпрестанно смерти
ищет. В той же нужде прислал ко мне две вдовы, * сенныя
любимыя ево были, * Мария да Софья, одержимы духом
нечистым. Ворожа и колъдуя много над ними, и видит, я к о
н и ч т о ж е у с п е в а е т, н о п а ч е м о л в а
б ы в а е т* * зело жестоко их беси мучат, кричат и бьются.
Призвав меня и говорит, поклоняся: "Пожалуй, возьми их ты и
попекися об них, Бога моля, послушает тебя Бог". И я ему
отвещал: "Выше, * реку, * государь, меры прошение,
но за молитв святых отец наших вся возможна суть Богу".
Взял их, бедных.

Простите, Господа ради! Во искусе то на Руси бывало
* человека три-четыре бешаных в дому моем бывало
приведших, и за молитв святых отец исхождаху от них
беси действом и повелением Бога живаго и Господа нашего
Исуса Христа, Сына Божия, света. Слезами и водою
покроплю и маслом помажу во имя Христово, молебная
певше, * сила Божия отгоняше от человек бесы, и здрави
бываху, не по моему достоинству, но по вере приходящих.
Древле блатодать действоваше ослом при Валааме*,
и при Улияне-мученике * рысью, и при Сисиинии * оленем*:
говорили человеческим гласом. Б о г и д е ж е х о щ е т,
п о б е ж д а е т с я е с т е с т в а ч и н*. Чти житие
Феодора Едесскаго, там обрящеши * и блудница мертваго
воскресила*. В Кормчей писано: "Не всех Дух Святый рукополагает,
но всеми действует, кроме еретика"*.

Таже привели ко мне баб бешаных. Я, по обычаю, сам
постился и им не давал есть. Молебъствовал и маслом мазал,
и как знаю действовал. И бабы о Христе целоумны
стали. Христос избавил их, бедных, от бесов. Я их исповедал
и причастил. Живут у меня и молятся Богу, любят меня и домой
не идут.

Сведал он, что мне учинилися дочери духовные, осердился на
меня опять, пущи и старова, хотел меня в огне жжечь:
"Ты-де выведываешь мое тайны"; а их домой взял.


39 - двадцать пять


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика