(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
24-25
Так мы с робяты огородились, балаганец зделав, огонь курили.
И как до воды домаялись, весною на плотах поплыли
на низ по Ингоде-реке; от Тобольска четвертое лето.
Лес гнали городовой и хоромной, есть стало нечева, люди
стали мереть з голоду и от водяныя бродни. Река песчаная,
засыпная, плоты тяжелые, приставы немилостивые,
палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки
жестокие, огонь да встряска. Люди голодные, лишо станут
бить, ано и умрет, и без битья насилу человек дышит. С весны
по одному мешку солоду дано на десеть человек на все
лето, да петь работай, никуды на промысл не ходи. И веръбы,
бедной, в кашу ущипать збродит * и за то палъкою по
лбу: "Не ходи, мужик, умри на работе". Шесть сот человек
было, всех так-то перестроил. Ох, времени тому, не знаю,
как ум у него изступил!
Однарятка московская жены моея не згнила, по рускому
рублев в полтретьятцеть(39), а по тамошнему и больши. Дал
нам четыре мешка ржи за нея, и мы с травою перебивались.
На Нерче-реке все люди з голоду померли, осталось
небольшое место. По степям скитаяся и по лесу, траву и
корение копали, а мы с ними же, а зимою сосну. Иное
кобылятины Бог даст, а иное от волков пораженных зверей
кости находили, и что у волка осталось, то мы глодали. А
иные и самых озяблых волков и лисиц ели.
Два у меня сына в тех умерли нуждах*. Не велики были,
да, однако, детки. Пускай их, негде ся денут. А с прочими,
скитающеся наги и боси по горам и по острому камению,
травою и корением перебивались. И сам я, грешной, причастен
мясам кобыльим и мертвечьим по нужде. Но помогала
нам по Христе боляроня, воеводъская сноха, Евдокея
Кириловна*, да жена ево, Афонасьева, Фекла Симеоновна*. Оне
нам от смерти Христа ради отраду давали тайно, чтоб он
не сведал. Иногда, пришлют кусок мясца, иногда колобок,
иногда мучки и овсеца, колько сойдется * четверть пудика
и гривенку-другую, а иногда и полпудика, и пудик
передаст, накопя, а иногда у куров корму нагребет. И тое
великие нужды было годов с шесть и больши. А во иные
годы Бог отрадил.
А он, Афонасей, наветуя, мне безпрестанно смерти
ищет. В той же нужде прислал ко мне две вдовы, * сенныя
любимыя ево были, * Мария да Софья, одержимы духом
нечистым. Ворожа и колъдуя много над ними, и видит, я к о
н и ч т о ж е у с п е в а е т, н о п а ч е м о л в а
б ы в а е т* * зело жестоко их беси мучат, кричат и бьются.
Призвав меня и говорит, поклоняся: "Пожалуй, возьми их ты и
попекися об них, Бога моля, послушает тебя Бог". И я ему
отвещал: "Выше, * реку, * государь, меры прошение,
но за молитв святых отец наших вся возможна суть Богу".
Взял их, бедных.
Простите, Господа ради! Во искусе то на Руси бывало
* человека три-четыре бешаных в дому моем бывало
приведших, и за молитв святых отец исхождаху от них
беси действом и повелением Бога живаго и Господа нашего
Исуса Христа, Сына Божия, света. Слезами и водою
покроплю и маслом помажу во имя Христово, молебная
певше, * сила Божия отгоняше от человек бесы, и здрави
бываху, не по моему достоинству, но по вере приходящих.
Древле блатодать действоваше ослом при Валааме*,
и при Улияне-мученике * рысью, и при Сисиинии * оленем*:
говорили человеческим гласом. Б о г и д е ж е х о щ е т,
п о б е ж д а е т с я е с т е с т в а ч и н*. Чти житие
Феодора Едесскаго, там обрящеши * и блудница мертваго
воскресила*. В Кормчей писано: "Не всех Дух Святый рукополагает,
но всеми действует, кроме еретика"*.
Таже привели ко мне баб бешаных. Я, по обычаю, сам
постился и им не давал есть. Молебъствовал и маслом мазал,
и как знаю действовал. И бабы о Христе целоумны
стали. Христос избавил их, бедных, от бесов. Я их исповедал
и причастил. Живут у меня и молятся Богу, любят меня и домой
не идут.
Сведал он, что мне учинилися дочери духовные, осердился на
меня опять, пущи и старова, хотел меня в огне жжечь:
"Ты-де выведываешь мое тайны"; а их домой взял.
39 - двадцать пять
<<
>>