Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

20-21

А се бегут человек с пятьдесят,
взяли мой дощеник и помчали к нему,*
версты с три от него стоял. Я казакам каши с маслом
наварил да кормлю их, и оне, бедные, и едят и дрожат,
а иные плачют, глядя на меня, жалея по мне.

Егда дощеник привели, взяли меня палачи, привели перед
него. Он же и стоит, и дрожит, шпагою потъпершись.
Начал мне говорить: "Поп ли ты или роспоп?" И я отвещал:
"Аз есм Аввакум протопоп; что тебе дело до меня?" Он же,
рыкнув яко дивий зверь, и ударил меня по щоке и паки
по другой, и в голову еще; и збил меня с ног, ухватил у
слуги своево чекан и трижды по спине лежачева зашиб, и,
разболокши, по той же спине семъдесят два удара кнутом.
Палач бьет, а я говорю: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий,
помогай мне!" Да тож, да тож говорю. Так ему горько,
что не говорю: "Пощади!" Ко всякому удару: "Господи Исусе
Христе, Сыне Божий, помогай мне!" Да о середине-той
вскричал я: "Полно бить-тово!" Так он велел перестать. И
я промолыл ему: "За что ты меня бьешь? Ведаешь ли?" И
он паки велел бить по бокам. Спустили. Я задрожал да и
упал. И он велел в казенной дощеник оттащить. Сковали
руки и ноги и кинули на беть. Осень была: дождь на меня
шел и в побои, и в нощ.

Как били, так не больно было с молитвою-тою, а лежа
на ум взбрело: "За что ты, Сыне Божий, попустил таково
больно убить-тово меня? Я веть за вдовы твои стал! Кто
даст судию между мною и тобою. Когда воровал(29), и ты
меня так не оскорблял(30), а ныне не вем, что согрешил!"
Бытто доброй человек, другой фарисей, погибельный сын,
з говенною рожею, праведником себя наменил да со Владыкою,
что Иев непорочной, на суд*. Да Иев хотя бы и грешен,
ино нелзя на него подивить, вне Закона живый, Писания не
разумел, в варъварской земле живя; аще и того же рода
Авраамля, но поганова колена. Внимай: Исаак Авраамович
роди сквернова Исава, Исав роди Рагуила, Рагуил роди
Зара, Зара же * праведнаго Иева*. Вот смотри, у ково Иеву
добра научитца? * все прадеды идолопоклонники и блудники
были. Но от твари(31) Бога уразумев, живый праведный
непорочно, и в язве лежа, изнесе глагол от недоразумения(32)
и простоты сердца: "Изведый мя ис чрева матере моея, кто
даст судию между мною и тобою, яко тако наказуеши мя;
ни аз презрех сироты и вдовицы, от острига овец моих плещи
нищих одевахуся"*. И сниде Бог к нему, и прочая. А я
таковая же дерзнух от коего разума? Родихся во Церкве, на
Законе почиваю, Писанием Ветхаго и Новаго Закона огражден,
вожда себя помышляю быти слепым, а сам слеп извнутр; как
дощеник-от не погряз со мною! Стало у меня в
те поры кости-те щемить и жилы-те тянуть, и сердце зашлось,
да и умирать стал. Воды мне в рот плеснули, так
вздохнул, да покаялъся пред Владыкою, да и опять
перестало все болеть.

Наутро кинули меня в лотку и напред повезли. Егда
приехали к порогу Падуну Большому * река о том месте
шириною с версту, три залавка гораздо круты; аще
не воратами што попловет, ино в щепы изломает. Меня
привезли под порог. Сверху дождь и снег, на плечах
одно кафтанишко накинуто просто, льет по спине
и по брюху вода. Нужно(33) было гораздо. Из лотки
вытащили, по каменыо скована, около порога-тово тащили.
Да уж (34) к тому не, (35) пяняю на Спасителя своего, но
пророком и апостолом утешаюся, в себе говоря: "С ы н е,
н е п р е н е м о г а й н а к а з а н и е м
Г о с п о д н и м, н и ж е о с л а б е й, о т н е г о
о б л и ч а е м. Е г о ж е л ю б и т Б о г,
т о г о и н а к а з у е т. Б и е т ж е в с я к а г о
с ы н а, е г о ж е п р и е м л е т. А щ е(36)
н а к а з а н и е т е р п и т е, т о г д а я к о
с ы н о м о б р е т а е т е с я в а м Б о г. А щ е
л и б е з н а к а з а н и я п р и о б щ а е т е с я
е м у, т о в ы б л я д к и, а н е с ы н о в е
е с т е"*.


29 - прегрешал
30 - наказывал
31 - творения
32 - несовершенного разума
33 - тяжко, трудно
34-35 - больше не
36 - если


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика