(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
20-21
А се бегут человек с пятьдесят,
взяли мой дощеник и помчали к нему,*
версты с три от него стоял. Я казакам каши с маслом
наварил да кормлю их, и оне, бедные, и едят и дрожат,
а иные плачют, глядя на меня, жалея по мне.
Егда дощеник привели, взяли меня палачи, привели перед
него. Он же и стоит, и дрожит, шпагою потъпершись.
Начал мне говорить: "Поп ли ты или роспоп?" И я отвещал:
"Аз есм Аввакум протопоп; что тебе дело до меня?" Он же,
рыкнув яко дивий зверь, и ударил меня по щоке и паки
по другой, и в голову еще; и збил меня с ног, ухватил у
слуги своево чекан и трижды по спине лежачева зашиб, и,
разболокши, по той же спине семъдесят два удара кнутом.
Палач бьет, а я говорю: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий,
помогай мне!" Да тож, да тож говорю. Так ему горько,
что не говорю: "Пощади!" Ко всякому удару: "Господи Исусе
Христе, Сыне Божий, помогай мне!" Да о середине-той
вскричал я: "Полно бить-тово!" Так он велел перестать. И
я промолыл ему: "За что ты меня бьешь? Ведаешь ли?" И
он паки велел бить по бокам. Спустили. Я задрожал да и
упал. И он велел в казенной дощеник оттащить. Сковали
руки и ноги и кинули на беть. Осень была: дождь на меня
шел и в побои, и в нощ.
Как били, так не больно было с молитвою-тою, а лежа
на ум взбрело: "За что ты, Сыне Божий, попустил таково
больно убить-тово меня? Я веть за вдовы твои стал! Кто
даст судию между мною и тобою. Когда воровал(29), и ты
меня так не оскорблял(30), а ныне не вем, что согрешил!"
Бытто доброй человек, другой фарисей, погибельный сын,
з говенною рожею, праведником себя наменил да со Владыкою,
что Иев непорочной, на суд*. Да Иев хотя бы и грешен,
ино нелзя на него подивить, вне Закона живый, Писания не
разумел, в варъварской земле живя; аще и того же рода
Авраамля, но поганова колена. Внимай: Исаак Авраамович
роди сквернова Исава, Исав роди Рагуила, Рагуил роди
Зара, Зара же * праведнаго Иева*. Вот смотри, у ково Иеву
добра научитца? * все прадеды идолопоклонники и блудники
были. Но от твари(31) Бога уразумев, живый праведный
непорочно, и в язве лежа, изнесе глагол от недоразумения(32)
и простоты сердца: "Изведый мя ис чрева матере моея, кто
даст судию между мною и тобою, яко тако наказуеши мя;
ни аз презрех сироты и вдовицы, от острига овец моих плещи
нищих одевахуся"*. И сниде Бог к нему, и прочая. А я
таковая же дерзнух от коего разума? Родихся во Церкве, на
Законе почиваю, Писанием Ветхаго и Новаго Закона огражден,
вожда себя помышляю быти слепым, а сам слеп извнутр; как
дощеник-от не погряз со мною! Стало у меня в
те поры кости-те щемить и жилы-те тянуть, и сердце зашлось,
да и умирать стал. Воды мне в рот плеснули, так
вздохнул, да покаялъся пред Владыкою, да и опять
перестало все болеть.
Наутро кинули меня в лотку и напред повезли. Егда
приехали к порогу Падуну Большому * река о том месте
шириною с версту, три залавка гораздо круты; аще
не воратами што попловет, ино в щепы изломает. Меня
привезли под порог. Сверху дождь и снег, на плечах
одно кафтанишко накинуто просто, льет по спине
и по брюху вода. Нужно(33) было гораздо. Из лотки
вытащили, по каменыо скована, около порога-тово тащили.
Да уж (34) к тому не, (35) пяняю на Спасителя своего, но
пророком и апостолом утешаюся, в себе говоря: "С ы н е,
н е п р е н е м о г а й н а к а з а н и е м
Г о с п о д н и м, н и ж е о с л а б е й, о т н е г о
о б л и ч а е м. Е г о ж е л ю б и т Б о г,
т о г о и н а к а з у е т. Б и е т ж е в с я к а г о
с ы н а, е г о ж е п р и е м л е т. А щ е(36)
н а к а з а н и е т е р п и т е, т о г д а я к о
с ы н о м о б р е т а е т е с я в а м Б о г. А щ е
л и б е з н а к а з а н и я п р и о б щ а е т е с я
е м у, т о в ы б л я д к и, а н е с ы н о в е
е с т е"*.
29 - прегрешал
30 - наказывал
31 - творения
32 - несовершенного разума
33 - тяжко, трудно
34-35 - больше не
36 - если
<<
>>