Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

16-17

Посем паки меня из монастыря водили пешева на патриархов
двор, по-прежнему ростяня руки. И, стязався много со
мною, паки отвели так же. Таже в Никитин день со кресты
ход, а меня паки против крестов везли на телеге и привезли
к соборной церкви стричь меня так же. И держали на пороге
в обедню долго. Государь сошел с места и, приступя к
патриарху, упросил у нево, и, не стригше, отвели в приказ
Сибирской*, и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне
с нами стражет же за православную веру, * Саватей-старец*,
сидит в земляной тюрме у Спаса на Новом. Спаси
ево, Господи, и тогда мне добро делал.

Таже послали меня в Сибирь в ссылку з женою и детми*.
И колико дорогою было нужды, тово всево говорить
много, разве малое помянуть. Протопопица родила младенца,
больную в телеге и потащили. До Тобольска три тысячи
верст, недель с тринатцеть волокли телегами и водою,
и санми половину пути.

Архиепископ Симеон Сибирской, * тогда добр был, а
ныне учинился отступник, * устроил меня в Тобольске к
месту*. Тут, живучи у церкви, великия беды постигоша мя.
Пятья(26) слова государевы сказывали на меня* в полтора
годы. И един некто, двора архиепископля дьяк, Иван Струна,
тот и душею моею потряс сице. Владыка съехал к Москве, а
он без нево научением бесовским и кознями напал на меня.
Церкви моея дьяка Антония захотел мучить напрасно*. Он
же, Антон, утече у него и прибежал ко мне во церковь. Иван
же Струна, собрався с людьми во ин день, прииде ко мне
во церковь, а я пою вечерню, и, вскоча во церковь, ухватил
Антона на крылосе за бороду. А я в то время затворил двери
и замкнул, никово не пустил в церковь. Один он, Струна,
вертится, что бес, во церкве. И я, покиня вечерню, со Антоном,
посадя ево на полу, и за мятеж церковной постегал
ременем нарочито-таки. А прочии, человек з дватцеть, вси
побегоша, гоними духом. И покаяние приняв от Струны, к
себе отпустил ево паки. Сродницы же ево, попы и чернцы,
весь град возмутили, како бы меня погубить. И в полнощи
привезли сани ко двору моему, ломилися в ызбу, хотя меня,
взяв, в воду свести. И божиим страхом отгнани быша
и вспять побегоша. Мучился я, от них бегаючи, с месяц.
Тайно иное в церкве начюю, иное уйду к воеводе*. Княиня
меня в сундук посылала: "Я-де, батюшко, нат тобою сяду,
как-де придут тебя искать к нам". И воевода от них,
мятежников, боялся, лишо плачет, на меня глядя. Я уже и в
тюрму просилъся * ино не пустят. Таково-то время было.
Провожал меня много Матфей Ломков*, иже и Митрофан в
чернцах именуем, на Москве у Павла митрополита* ризничим
был, как стриг меня з дьяконом Афонасьем*. Тогда в
Сибири при мне добр был, а опосле проглотил ево дьявол,
отступил же от веры.

Таже приехал с Москвы архиепископ, и мне мало-мало
лехче стало. Правильною виною посадил ево, Струну, на
чепь за сие: человек некий з дочерью кровосмешение сотворил,
а он, Струна, взяв с мужика полтину, не наказав, отпустил.
И владыка ево за сие сковать приказал и мое дело
тут же помянул*. Он же Струна ушел к воеводам в приказ
и сказал слово и дело государево на меня*. Отдали ево сыну
боярскому лутчему Петру Бекетову за пристав*. Увы, Петру
погибель пришла! Подумав архиепископ, по правилам
за вину кровосмешения стал Струну проклинать в церкве.
Петр же Бекетов, в то время браня архиепископа и меня,
изшед ис церкви, взбесился, идучи ко двору, и пад издше(27),
горкою смертию умре. Мы же со владыкою приказали ево
среди улицы вергнути псом на снедение, да же гражданя
оплачют ево согрешение. И сами три дни прилежне Божеству
стужали об нем, да же отпустится ему в день века от
Господа: жалея Струны, таковую пагубу принял. И по трех
днех тело его сами честне погребли. Полно тово говорить
плачевнова дела.


26 - пять раз
27 - испустил дух


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика