(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
14-15
Он же мне плачючи сказал, таже епископу Коломенскому
Павлу, егоже Никон напоследок в новогороцких пределех
огнем зжег*, потом Даниилу, Костромъскому протопопу, и
всей сказал братье. Мы же з Данилом, ис книг написав
выписки о сложении перъст и о поклонех, и подали государю*,
много писано было. Он же не вем, где скрыл их, мнит ми
ся * Никону отдал.
После тово вскоре, схватав Никон Даниила, остриг при
царе за Тверскими вороты* и, содрав однарятку, ругав,
отвел в Чюдов, в хлебню, и, муча много, сослал в Астрахань.
Возложа на главу там ему венец тернов, в земляной тюрме
и уморили. Тоже другова темниковского протопопа
Даниила*, посадил у Спаса на Новом*. Таже Неронова Иванна,
в церкве скуфью снял и посадил в монастыре Симанове и
после на Вологду сослал в Спасов Каменной монастырь,
потом в Кольской острог*.
Посем меня взяли от всенощнаго, Борис Нелединской
со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли*; их в
тюрму отвели, а, меня на патриархове дворе на чеп посадили
ночью. Егда же розсветало, в день неделный(23), посадили
меня на телегу, ростеня руки, и везли от патриархова двора
до Андроньева монастыря*. И тут на чепи кинули в темную
полатку; ушла вся в землю. И сидел три дни, ни ел, ни
пил; во тьме сидя, кланялъся на чепи, не знаю * на восток,
не знаю * на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши,
и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Таже
во исходе третьих суток захотелося есть мне; после вечерни
ста, предо мною, не вем * человек, не вем * ангел, и по се
время не знаю, токмо в потемках, сотворя молитву и взяв
меня за плечо с чепью, к лавке привел и посадил, и лошку
в руки дал, и хлебца немношко, и штец дал похлебать,
- зело прикусны, хороши! * и рекл мне: "Полно, довлеет ти
ко укреплению!" И не стало ево. Двери не отворялись, а ево
не стало. Чюдно только * человек, а что же * ангелу ино
везде не загорожено.
Наутро архимарит з братьею вывели меня, журят мне:
"Что патриарху не покорисся?" И я от Писания ево браню.
Сняли большую чепь и малую наложили. Отдали чернъцу
под начал(25), велели в церковь волочить. У церкви за волосы
дерут, и под бока толкают, и за чеп торъгают, и в глаза
плюют. Бог их простит в сии век и в будущий, не их то
дело, но дьявольское.
Тут же в церкве у них был наш брат подначалной, ис
Хамовников, пьянъства ради предан бесом, и гораздо бесился,
томим от бесов. Аз же зъжалихся, грешной, об нем,
в обедню, стоя на чепи, Христа-света и пречистую Богородицу
помолил, чтоб ево избавили от бесов. Господь же ево,
беднова, и простил, бесов отгнал. Он же целоумен стал,
заплакав и ко мне поклонился до земли; я ему заказал, чтоб
про меня не сказал никому; людие же не догадалися о сем,
учали звонить и молебен петь.
Сидел я тут четыре недели.
После меня взяли Логина, протопопа Муромского*. В
соборной церкве при царе остриг ево овчеобразный волк, в
обедню, во время переноса, егда снял у архидьякона со главы
дискос и поставил на престоле тело Христово, а с чашею
архимарит чюдовъской Ферапонт вне олътаря при дверех
царъских стоял. Увы, разсечення телу и крови владыки
Христа! Пущи жидовъскаго действа игрушка сия! Остригше,
содрали с Логина однарятку и кафтан. Он же разжегъся
ревностию божественнаго огня, Никона порицая, и чрез
порог олътарной в глаза ему плевал, и распоясався, схватя с
себя рубашку, во олътарь Никону в глаза, бросил.
Чюдно! Растопоряся рубашка покрыла дискос с телом
Христовым и престол. А в то время и царица в церкве была.
На Логина же возложа чепь и потаща ис церкви, били
метлами и шелепами до Богоявленскаго монастыря*. И тут
кинули нагова, в полатку, и стрельцов на карауле накрепко
учинили. Ему же Бог в ту нощ дал новую шубу да шапку.
И наутро Никону сказали. Он же, разсмеявся, говорит:
"Знаю су я пустосвятов тех!" И шапку у него отнял, а шубу
ему оставил.
24 - воскресный
25 - надзор
<<
>>