(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
12-13
Так Христос изволил.
И з женою быша мне дети духовные, изрядныя раби
Христовы. Так-то Господь гордым противится,
смиренным же дает благодать*.
Помале инии паки изгнаша мя от места того. Аз же
сволокся к Москве, и Божиею волею государь меня велел
поставить в Юрьевец Повольской* в протопопы. И тут
пожил немного * только осм недель. Дьявол научил попов,
и мужиков и баб: пришли к патриархову приказу, где я
духовныя дела делал, и, вытаща меня ис приказу собранием,
* человек с тысящу и с полторы их было, * среди
улицы били батожьем и топтали. И бабы были с рычагами,
грех ради моих убили замертва и бросили под избной
угол. Воевода с пушкарями прибежал и, ухватя меня, на
лошеди умчал в мое дворишко, и пушкарей около двора
поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва
велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от
блудни, вопят: "Убить вора, блядина сына, да и тело
собакам в ров кинем!"
Аз же, отдохня, по трех днях ночью, покиня жену и дети,
по Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому прибежал
* ано и тут протопопа же Даниила изгнали*. Ох, горе!
Везде от дьявола житья нет!
Приехал к Москве, духовнику показался. И он на меня
учинился печален: "На што-де церковь соборную покинул?"
Опять мне другое горе! Таже царь пришел ночью к духовнику
благословитца, меня увидял тут * опять кручина:
"На што-де город покинул?" А жена и дети, и домочадцы,
человек з дватцеть, в Юрьевце остались, неведомо * живы,
неведомо * прибиты. Тут паки горе!
Посем Никон, друг наш, привез из Соловков Филиппа
митрополита*. А прежде его приезду Стефан духовник моля
Бога и постяся седмицу з братьею, и я с ними тут же,
о патриархе, да же даст Бог пастыря ко спасению душ
наших*; и с митрополитом Корнилием Казанским* написав
челобитную* за руками, подали царю и царице * о
духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Он же не
восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь ево и
послушал, и пишет к нему послание навстречю:
"Пресвященному Никону, митрополиту Новгороцкому и Великолуцкому
и всеа Русии, радоватися", и прочая. Егда же приехал,
с нами, яко лис: челом да здорово! Ведает, что быть
ему в патриархах, и чтоб откуля помешка какова не учинилась.
Много о тех кознях говорить! Царь ево на патриаршество зовет,
а он бытто не хочет. Мрачил царя и людей, а
со Анною по ночам укладывают*, как чему быть. И
много пружався(21) со дьяволом, взошел на патриаршество
Божиим попущением, укрепя царя своим кознованием(22)
и клятвою лукавою.
Егда бысть патриархом, так нас и в Крестовую* не стал
пускать. А се и яд отрыгнул: в Пост великой прислал память*
казанъскому протопопу Иванну Неронову, а мне был
отец духовной, я все у нево и жил в церкве*; егда куды
отлучится, ино я ведаю церковь. И к месту говорили *
на дворец ко Спасу*, да я не порадел или Бог не изволил.
Народу много приходило х Казанъской, так мне любо *
поучение чол безпрестанно. Лишо о братьях родных духовнику
поговорил, и он их в Верху у царевны, а инова при
себе жить устроил, попом в церкве*. А я сам, идеже людие
снемлются, там слово Божие проповедал, да при духовникове
благословении и Неронова Иванна тешил над книгами свою
грешную душу о Христе Исусе.
Таже Никон в памети пишет: "Год и число. Но преданию-де
святых отец и апостол, не подобает метания творити
на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еше же
и трема перъсты бы есте крестились". Мы, сошедъшеся со
отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло,
и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а
сам скрылся в Чюдов*, седмицу един в полатке(23) молился.
И там ему от образа глас бысть во время молитвы: "Время
приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!"
21 - надсаждаясь
22 - злым ухищрением, кознями
23 - комнатке, келье
<<
>>