(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.
4-5
Сей Дионисий, еще не приидох в веру Христову, со учеником
своим во время распятия Господня быв в Солнечном
граде и виде: солнце во тьму преложися и луна в кровь,
звезды в полудне на небеси явилися черным видом*. Он же
ко ученику глагола: "Или кончина веку прииде, или Бог
Слово плотию стражет", понеже не по обычаю тварь(4) виде
изменену и сего ради бысть в недоумении.
Той же Дионисий пишет о солнечном знамении, когда
затмится: "Есть на небеси пять звезд заблудных, еже
именуются луны. Сии луны Бог положил не в пределех, якоже
и прочии звезды, но обтекают по всему небу, знамение творя
или во гнев, или в милость. Егда заблудница, еже есть
луна, подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный,
и то затмение солнцу за гнев Божий к людям бывает.
Егда же бывает от востока луна подьтекает, и то, по обычаю
шествие творяще, закрывает солнце"*.
А в нашей Росии бысть затмение солнцу в 162 году перед
мором*. Плыл Вольгою-рекою архиепископ Симеон Сибирской*,
и в полудне тма бысть, перед Петровым днем
недели за две; часа с три плачючи у берега стояли. Солнце
померче, от запада луна подътекала, являя Бог гнев свой
к людям. В то время Никон-отступник веру казил(5) и законы
церковныя, * и сего ради Бог излиял фиял гнева ярости своея
на Русскую землю; зело мор велик был, неколи
еще забыть, вси помним. Паки потом, минув годов с
четырнатцеть, вдругоряд затмение солнцу было в Петров пост,
в пяток, в час шестый тма бысть, солнце померче, луна от
запада же подтекала, гнев Божий являя. Протопопа Аввакума,
беднова горемыку, в то время с прочими в соборной
церкви власти остригли* и на Угреше* в темницу, проклинав,
бросили.
Верный да разумеет, что делается в земли нашей за нестроение
церковное и разорение веры и закона. Говорить
о том престанем, в день века познано будет всеми,
потерпим до тех мест.
Той же Дионисий пишет о знамении солнца, како бысть
при Исусе Наввине во Израили. Егда Исус секий иноплеменники
и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на полднях,
ста Исус крестообразно, сиречь разпростре руце свои,
и ста солнечное течение, дондеже враги погуби. Возвратилося
солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и паки потече,
и бысть во дни том и в нощи тритцеть четыре часа,
понеже в десятый час назад отбежало, так в сутках десеть
часов прибыло. И при Езекии царе бысть знамение: оттече
солнце назад во вторый на десеть час дня, и бысть во дни
и в нощи тридесять шесть часов*. Чти книгу Дионисиеву,
там пространно уразумеешь.
Он же Дионисий пишет о небесных силах, возвещая, како
хвалу приносят Богу, разделяяся деветь чинов на три
троицы*. Престоли, херувими и серафими, освящение от
Бога приемля, сице восклицают: "Благословена слава от
места Господня!" И чрез их преходит освящение на вторую
троицу, еже есть господьства, начала, власти. Сия троица,
славословя Бога, восклицают: "Аллилуйя, аллилуйя,
аллилуйя!" По алъфавиту, "аль" * Отцу, "иль" *
Сыну,
"уия" * Духу Святому. Григорий Низский толкует: "Аллилуйя
* хвала Богу", а Василий Великий пишет: "Аллилуйя
* ангельская речь, человечески рещи * слава тебе, Боже"*.
До Василия пояху во церкви ангельския речи:
"Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!" Егда же бысть Василий,
и повеле пети две ангельския речи, а третью * человеческую,
сице: "Аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже". У
святых согласно * у Дионисия и у Василия: трижды воспевающе,
со ангелы славим Бога, а не четырежи по римской бляди;
мерско Богу четверичное воспевание сицевое:
"Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже". Да будет
проклят сице поюще с Никоном и с костелом римским!
Паки на первое возвратимся. Третьяя троица, силы, архангели,
ангели, чрез среднюю троицу освящение приемля, поют:
"С в я т, с в я т, с в я т Г о с п о д ь С а в а о ф, и с п о л н
ь
н е б о и з е м л я с л а в ы е г о"*.
4 - творение Божие
5 - повреждал, искажал
<<
>>