Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

42-43

Да силен Христос и нас не покинуть. Я дьявола
не боюсь, боюсь Господа, своего творца, и содетеля,
и владыки; а дьявол * какая диковина, чево ево боятца!
Боятца подобает Бога и заповеди его соблюдати, так и мы
со Христом ладно до пристанища доедем.

И Афонасей уродивый крепко же житье проходил, покойник,
сын же мне был духовной, во иноцех Авраамий*,
ревнив же о Христе и сей был гораздо, но нравом Феодора
смирнее. Слез река же от очию истекала, так же бос и в
одной рубашке ходил зиму и лето и много же терпел дождя
и мраза. Постригшися, и в пустыни пожил, да отступники
и тово муча много и сожгли в огне на Москве, на Болоте*.
Пускай ево испекли * хлеб сладок святей Троице. Павел
Крутицкий за бороду ево драл и по щокам бил своими руками,
а он истиха Писанием обличал их отступление. Таже
и плетьми били и, муча всяко, кончали во огне за старую
нашу християнскую веру. Он же скончался о Христе Исусе,
после Феодорава удавления два года спустя.

И Лука Лаврентиевич, сын же мне был духовной, что
на Мезенн вместе с Феодором удавили те же отступники,
на висилице повеся, смирен нрав имел, покойник, говорил,
яко плакал, москвитин родом, у матери вдовы сын был
единочаден, сапожник чином, молод леты, годов в полтретьятцеть,
да ум столетен. Егда вопроси его Пилат: "Как
ты, мужик, крестисся?", он же отвеща: "Как батюшко
мой, протопоп Аввакум, так и я крещуся". И много говоря,
предаде его в темницу; потом с Москвы указали удавить,
так же, что и Феодора, на висилице повеся; он же и
скончался о Христе Исусе.

Милые мои, сердечные други, помогайте и нам, бедным,
молитвами своими, да же бы и нам о Христе подвиг сей
мирно скончати.

Полно мне про детей тех говорить, стану паки про себя
сказывать.

Как ис Пафнутьева монастыря привезли меня к Москве*,
и, на подворье поставя, многажды водили в Чюдов;
грызлися, что собаки, со мною власти*. Таже перед вселенъских
привели меня патриархов, и наши все тут же сидят*,
что лисы. Много от Писания говорил с патриархами:
Бог отверъз уста мое грешные, и посрамил их Христос
устами моими. Последнее слово со мною говорили: "Что-
де ты упрям, Аввакум? Вся-де наша Палестина, и серби, и
алъбанасы, и волохи, и римляня, и ляхи, все-де трема персты
крестятся, один-де ты стоишь во своем упоръстве и
крестисся пятью перъсты! Так-де не подобает".

И я им отвещал о Христе сице: "Вселенстии учителие!
Рим давно упал и лежит невсклонно, а ляхи с ним же погибли,
до конца враги быша християном. А и у вас православие
пестро стало от насилия турскаго Магмета*, да и
дивить на вас нельзя: немощии есте стали. И впредь приезжайте
к нам учитца: у нас Божиею благодатию самодержство.
До Никона-отступника у наших князей и царей все
было православие чисто и непорочно, и церковь была немятежна.
Никон, волк, со дьяволом предали трема перъсты
креститца. А первые наши пастыри, яко же сами пятию
перъсты крестились, такоже пятию перъсты и благославляли
по преданию святых отец наших: Мелетия Антиохийскаго
и Феодорита Блаженнаго, Петра Дамаскина и Максима
Грека*. Еще же и московский поместный бывый собор при
царе Иванне* так же слагати перъсты, и креститися, и
благословляти повелевает, яко же и прежнии святии отцы,
Мелетий и прочии, научиша. Тогда при царе Иване на соборе
быша знаменоносцы: Гурий, Смоленский епископ, и Варсонофий
Тверский, иже и быша казанские чюдотворъцы*,
и Филипп, Соловецкий игумен, иже и митрополит Московской*,
и иные от святых русских."

И патриарси, выслушав, задумалися; а наши, что волчонки,
вскоча завыли и блевать стали на отцов своих, говоря:
"Глупы-де были и не смыслили наши святые; неучоные
люди были и грамоте не умели, * чему-де им верить?".

О, Боже святый! Како претерпе святых своих толикая
досаждения! Мне, бедному, горько, а делать нечева стало.


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика