Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

38-39

Я, идучи, говорю: "Н е н а д е й т е с я
н а к н я з я, н а с ы н ы ч е л о в е ч е с к и я,
в н и х ж е н е с т ь с п а с е н и я"*, и прочая.

Таже полуголова Осип Салов* со стрельцами повез меня
к Николе на Угрешу в монастырь. Посмотрю * ано предо
мною и дьякона тащат. Везли болотами, а не дорогою до
монастыря, и, привезше, в полатку студеную над ледником
посадили. И прочих, дьякона и попа Никиту Суздальскаго*,
в полатках во иных посадили. И стрельцов человек з
дватцеть с полуголовою стояли. Я сидел семнатцеть недель,
а оне, бедные, изнемогли и повинились, сидя пятнацеть недель.
Так их в Москву взяли опять, а меня паки в Пафнутьев
перевезли* и там в полатке, сковав, держали близко з год.

А как на Угреше был, тамо и царь приходил и посмотря,
около полатки вздыхая, а ко мне не вошел; и дорогу было
приготовили, насыпали песку, да подумал-подумал, да и не
вошел; полуголову взял, и с ним кое-што говоря про меня,
да и поехал домой. Кажется, и жаль ему меня, да, видишь,
Богу уш-то надобно так.

Опосле и Воротынъской князь-Иван* в монастырь приезжал
и просился ко мне, так не смели пустить; денег, бедной,
громаду в листу подавал, и денег не приняли. После
в другое лето на Пафнутьеве подворье в Москве я скован
сидел, так он ехал в корете нароком мимо меня, и благословил
я ево, миленькова. И все бояря-те добры до меня, да
дьявол лих. Хованъскова князь-Ивана* и батогами за благочестие
били в Верху; а дочь ту мою духовную, Федосью
Морозову, и совсем разорили, и сына ея, Ивана Глебовича,
уморили, и сестру ея, княнию Евдокею Прокопьевну, дочь
же мою духовную, с мужем и з детьми, бивше, розвели, и
ныне мучат всех*, не велят веровать в старова Сына Божия,
Спаса Христа, но к новому богу, антихристу, зовут.
Послушай их, кому охота жупела и огня, соединись с ними
в преисподний ад! Полно тово.

В Никольском же монастыре мне было в полатке в Вознесеннев
день Божие присещение; в цареве послании писано о том,
тамо обрящеши*.

А егда меня свезли в Пафнутьев монастырь, тут келарь
Никодим сперва до меня был добр в первом году, а в другой
привоз ожесточал, горюн, задушил было меня, завалял
и окошка, и дверь, и дыму негде было итти. Тошнее мне
было земляные тюрмы: где сижу и ем, тут и ветхая
вся * срание и сцание; прокурить откутают, да и опять задушат.
Доброй человек, дворянин, друг, Иваном зовут, Богданович
Камынин, въкладчик в монастыре, и ко мне зашел, да на
келаря покричал, и лубье, и все без указу розломал, так мне
с тех мест окошко стало и отдух. Да что на него, келаря,
дивить! Все перепилися табаку тово, что у газскаго
митрополита 60 пуд выняли напоследок*, да домру, да иные
монастыръские тайные вещи, что игравше творят. Согрешил,
простите, не мое то дело, то ведают оне, своему владыке
стоят или падают.

То у них были законоучителие и любимые риторы.

У сего же я Никодима келаря на Велик день попросился
для празника отдохнуть, чтоб велел двери отворя посидеть.
И он меня наругав, отказал жестоко, как захотелось ему.
Таже, пришел в келью, разболелъся; и маслом соборовали,
и причащали: тогда-сегда дохнет. То было в понеделник
светлой. В нощ же ту против вторника пришел ко мне с
Тимофеем, келейником своим, он келарь; идучи в темницу,
говорит: "Блаженна, обитель, блаженна и темница, таковых
имеет в себе страдальцов! Блаженны и юзы!" И пал предо
мною, ухватился за чеп, говорит: "Прости, Господа, ради,
прости! Согрешил пред Богом и пред тобою, оскорбил тебя,
и за сие наказал меня Бог". И я говорю: "Как наказал,
повежд ми". И он паки: `"А ты-де сам, приходя и покадя,
меня пожаловал, поднял; что-де запираесся! Ризы-де на тебе
светлоблещащияся и зело красны были!"

А келейник ево, тут же стоя, говорит: "Я, батюшко-государь,
тебя под руку вел, ис кельи проводя, и поклонилъся тебе".
И я, уразумев, стал ему говорить, чтоб он
иным людям не сказывал про сие. Он же со мною спрашивался,
как ему жить впред по Христе: "Или-де мне велишь
покинуть все и в пустыню поити?"


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика