Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

Тайна Триколiча

14 апреля 2018
В конце девяностых попали ко мне случайно несколько дореволюционных книжек. Запойный знакомый продавал целую стопку, я и купил кое-что. «Белый клык» Джека Лондона изд-ва Сытина, два номера «Нивы» и том Записок Русского Географического Общества. "Ниву" я кому-то позже тоже то ли продал, то ли подарил по пьяному делу, не помню. А Лондон и Записки каким-то чудом не потерялись, до сих пор у меня на полке стоят. Сегодня зашёл разговор про этимологию слова «хвощ», и вспомнил я работу, читанную мною когда-то в этих самых «Записках»

(Записки Императорскаго Русскаго Географическаго Общества по отделенiю этнографiи. Т. 32, ч. II. подъ редакцiею д.ч. Н. И. Веселовскаго. С-Петербургъ, 1907 г.)

Том посвящён изучению элементов древних языческих культов в обрядовых практиках русского народа. Статья, про которую я говорю, называется «Триколiч» (стр. 114-178), написали её некие Н. Крамеръ и Ф. Ойвазовскiй. Помню, когда впервые книжку эту открыл, сразу зацепился глаз за название, у меня есть несколько знакомых с фамилией Триколич (Tricolici), с ударением на последнем слоге. Но тут , очевидно следует делать ударение на втором. Ну и фамилия Ойвазовский показалась смешной, да.

В статье говорится о наблюдении ими в некоторых местах Вятской, Воронежской и Тамбовской губерний странного обряда, унаследованного очевидно с языческих времён, но имеющего существенные отличия от общеизвестных славянских традиций. Также авторы ссылаются на отчёты земских этнографических экспедиций в нескольких областях запада и юго-запада Российской Империи, в которых упоминается нечто подобное. Ойвазовский и Крамер определяют этот феномен как «Триколичскую триаду». Суть обычая состоит в том, что в некоем достаточно удалённом от жилья месте вбиваются в землю вертикально три кола различной длины и формы, образующих таким образом на утоптанной площадке равносторонний треугольник со стороною около трёх аршин. По всей видимости, это своеобразное капище, то есть каждый из трёх колов - это какое-то божество, поскольку известно, что каждый имеет определённое имя. Практически во всех изученных случаях эти имена совпадают. Любопытно, что ни одно из этих имён не фигурирует в общеизвестном славянском пантеоне. А между тем ареал явления достаточно широк.

Кстати, среди мест, где его наблюдали, есть и село Николаевка Оргеевского уезда Бессарабской губернии. Что ж, ничего удивительного. по-моему. Есть многочисленные исторические документы, свидетельствующие об оседлом и долговременном проживании в раннем Средневековье по меньшей мере двух славянских племён на территории современной Молдавии: тиверцев и уголичей (уличей). В «Повести временных лет» упоминается тиверское селение Пересечино близ Днестра. Рядом с этим Песресечином я теперь живу. Село Николаевка Оргеевского уезда тоже есть и поныне, называется Neculaeuca, только оно сейчас, кажется, не в Оргеевском, а в Каларашском районе. Но это рядом. От него до Пересечина по прямой – километров 12-15 не больше.

Впрочем, я отвлёкся. Да, Крамер и Ойвазовский называют вышеупомянутые три кола капищем, и достаточно убедительно, на мой дилетантский взгляд, аргументируют. По обычаю, человек должен был стать в «триколич» или «триколыч» - ровно посредине и попросить помощи. Божества (Или одно триединое божество, авторы рассматривают обе версии) триколича якобы должны были даровать просящему защиту от злого человека, счастье в любви и удачу в хозяйстве.

Колы, как я уже говорил, все разные. Один – толщиной примерно в руку взрослого мужины и высотой в две сажени (ок. 4-х м.) Верхушка была заострена, к ней привязывался пук мочала. Назывался он «Хвощ». Тут авторы делают отступление и ссылаются на исследование неких лингвистов Финкеля и Паперного, в котором утверждается, что к происхождению слова «хвощ» не имеют отношения ни хвост, ни хворост, ни хвоя. Финкель и Паперный, в свою очередь, ссылаются на Д. Яворницкого, в частности на его работу «Хвiшчi й загиркi характэрникiв». По мнению Яворницкого, с которым соглашаются Финкель и Паперный, «хвош» («хвiшч») – это слово из тайного жреческого лексикона и означает буквально «колдовской огонь». Про характерников я и раньше читал, доступной информации много. Про тайный жреческий язык, правда, раньше не слыхал, но полагаю что это вполне в их духе, судя по тому, что о них известно.

Между прочим, полагаю, любой из читающих это хоть раз да видал в лицо упоминаемого Яворницкого. Это очень известный историк, археолог и этнограф, но более всего он запомнился тем, что позировал Репину для писаря в «Запорожцах».

Но опять отвлёкся, прошу прощенья…

Так вот, Крамер и Ойвазовский соглашаются со значением «огонь», сравнивая мочало на колу с бунчуком на копье, который, как известно также символизировал пламя.

И снова отвлекусь. Далеко не всё в этой статье показалось мне убедительным. Даже странно было, что в таком солидном издании как «Записки…» опубликовали подобные фантазии. Например, совершенно фантастическая какая-то гипотеза авторов о ведических истоках культа. Вообще, в статье отчётливо чувствуется налёт модного тогда мистицизма. Как это знакомо! Весь этот вот наукообразный мистицизм для домохозяек в когда-то серьёзных изданиях…. Однако про «хвощ – огонь», мне показалось, повторяю, вполне убедительным.

Осталось только рассказать про другие два компонента триады. Второй кол был вдвое короче первого и настолько же примерно толще, обязательно с несколькими необрубленными сучками, к которым цеплялись обрывки ткани или шкур, пакля, бечева и т. п. Верхушка ровно спилена или стёсана, на неё устанавливался большой плоский камень. Назывался это кол «Плющ».

Третий, как пишут авторы «…скорее не колъ, а палка, кривая и тонкая», назывался «Дрищ»*.

Источник



* Редколлегия сайта после консультации с опытными малоросами также отмечает, что по-украински палочка будет дрючок, что вполне созвучно наименованию третьего кола.
** Редколлегия сайта также усматривает несмоненное продолжение описанной тут Традиции в описании святилища похмельных троллей от Меделайн нашей свет Симонс.
Так же на сайте Не пове.Рю
<<  >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика